Страница: 8/13
Внешнеторговые цены такого рода публикуются, как правило, в специализированной отраслевой прессе. Довольно полное представление о ценах целлюлозно-бумажных товаров дают издания “Pulp and Paper Week”, “This Week”. Цены на лесоматериалы публикуются в журналах “Timber Traid Journal”, “Ле Буа Насьональ”, “Хольцкурир” и релизе “Ойвид тимвер”. По дальневосточному рынку для аналогичных целей можно пользоваться изданиями “Бейзай Уикли” и “Japan Lumber Journal”, по североамериканскому — релизом “Рэндом Ленгс”. В нашей стране “БИКИ” а также “Коммерческий бюллетень “Рынок леса и лесоматериалов”.
По некоторым видам продукции из древесины, объем внешней торговли по которым невелик, или по которым велик уровень монополизации, цены публикуются редко и эти публикации носят случайных характер. Аналогичные проблемы возникают при необходимости определить стоимость изделий с высокой степенью доработки — правильная оценка в данном случае затруднена широчайшим диапазоном качественных параметров изделий и дробностью их номенклатуры. В подобных случаях, цена может определяться только в ходе конкретных переговоров с несколькими независимыми фирмами. Ориентировочную стоимость продукции на мировом рынке иногда приходится определять расчетом, т.н. средней стоимости единицы товара при экспорте или импорте его в страну, на которую падает существенная часть мирового оборота. Следует иметь в виду, что результаты такого расчета имеют весьма приблизительный характер.
Цены лесобумажных товаров в целом сравнительно устойчивы. Они меняются, как правило, реже, чем цены минерального сырья или товаров агропромышленного комплекса, но, с другой стороны, чаще, чем цены продукции машиностроения или товаров широкого потребления. Но в 80-е годы амплитуда и частота колебаний практически всех цен на продукцию из древесины повысилась. От ранее распространенной годовой или полугодовой фиксации цен рынок практически отошел. Наиболее типична для 2-й половины 80-х годов поквартальная фиксация цен лесобумажных товаров. По некоторым их них цены объявляются ежемесячно, наконец, на ряде рынков, например, на североамериканском и отчасти на японском, распространена фиксация цен лесоматериалов на каждую дату.
Сезонные колебания цен у лесобумажных товаров не очень выражены, что объясняется относительно высоким удельным весом в реализованной цене стоимости древесины на корню, а также несезонным характером потребления многих видов продукции. Сезонность проявляется прежде всего по товарам более или менее тесно связанным со строительством как со сферой потребления. Сезонные оживления строительства в весенние и ранние осенние месяцы нередко сопровождаются колебаниями цен ряда лесоматериалов.
В то же время, довольно большое воздействие на конъюнктуру и цены оказывают случайные факторы: вывалка леса ветровалами и снеголомами, забастовки, правительственные решения в области торговли, аномальные погодные условия. Необычно теплая зима, например, может затруднить вывозку леса и, напротив стимулировать спрос на него в строительстве, длительная засуха приводит в ряде стран к приостановке заготовок по причине пожарной опасности и т.д.
Уровень и динамика цен на мировом рынке продукции из древесины во многом подчинены факторам циклического развития общей экономики. При этом, в относительно большем числе случаев изменения в ценах лесоматериалов опережают по времени фазовые изменения классического общехозяйственного цикла. Напротив, цены целлюлозно-бумажных товаров чаще изменяются параллельно показателям общеэкономического развития или даже немного отстают от них. Но эта закономерность не имеет обязательного, непреложного характера. Средняя длительность цикла в ценах лесобумажных товаров за последние 20 лет колебалась в пределах 4-7 лет. В последние годы конъюнктура лесных рынков находилась на подъеме, а цены соответствующей продукции росли. В 1990 г. и конъюнктура и цены большинства лесобумажных товаров прошли циклический максимум. В 1991 году наступил период циклического спада.
Вероятно наличие на лесных рынках и более длительных колебаний цен с очень большой периодичностью, охватывающей несколько классических общехозяйственных циклов и близкой к 20-30 годам. Если принять эту гипотезу во внимание, то рынки товаров из древесины находятся сейчас где-то в середине спокойной фазы длительного цикла — между подъемом цен, который отмечался в 70-е годы и вероятным новым периодом их ускоренной динамики в конце 90-х годов.
На уровень и динамику цен лесных товаров заметно влияет также и гсударственно-монополистическая практика регулирования рынка. Для большинства рынков лесобумажной продукции характерна олигополистическая структура — наличие нескольких, не всегда оформленных организационно, но активно действующих единым фронтом на разных национальных рынках групп производителей и экспортеров. Импортеры и потребители в большинстве случаев менее тесно связаны между собой, хотя постепенно объективные законы экономического развития приводят и их к необходимости объединяться с целью проведения более унифицированной закупочной и ценовой политики. В основном, правда, это объединение импортеров и потребителей проходит в рамках национальных границ.
Реферат опубликован: 16/03/2010