Страница: 2/7
Развитие всех видов специализации в машиностроении обусловило исключительно широкое кооперирование как между его предприятиями, так и с заводами других отраслей, поставляющих конструкционные материалы, изделия из пластмасс, стекла и т.д. При этом они специализируются на выпуске не только массовой продукции (например,автомашины, радиоприемники и другая бытовая техника), но и мелкосерийной и даже
индивидуальной (выпуск крупнейшей турбины в 1200 тыс. кВт в
Санкт-Петербурге).
Размещение машиностроения определяется в значительной степени трудоемкостью изделий, уровнем квалификации используемого труда, а также особенностями специализации и кооперированных связей предприятий. Уровень металлоемкости сам по себе не является определяющим фактором размещения машиностроения. Многие виды продукции машиностроения, отличающиеся высокой металлоемкостью, являются одновременно и трудоемкими (например, при одинаковом удельном расходе материалов на 1 т. готовой продукции трудоемкость изготовления легковых автомашин "Волга" и Москвич" в 15-20 раз выше, чем четырехосной цистерны для перевозки нефтепродуктов). Массовый и крупносерийный выпуск
готовой продукции настолько сильно снижает затраты на ее изготовление, что это оправдывает возникающие в ходе кооперированных связей или поставок продукции потребителям дальние перевозки. Глубокая специализация заводов заставляет прибегать, казалось бы, и к явно невыгодным перевозкам. Существования такого рода перевозок неизбежно в
условиях современной организации машиностроительного производства. Выпуск же малосерийной или индивидуальной продукции эпизодичен и не
может определять размещение предприятий по ее изготовлению в зависимости от металлургических баз и потребителей.
Создание комплексов взаимосвязанных производств в машиностроении по отдельным районам страны затруднено в силу весьма дробной специализации отрасли и ее предприятий. Волжский автозавод имеет, например, более 300 смежников, которые поставляют ему свыше 1000 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55 % себестоимости производства автомашин. Создание всех предприятий-смежников в районе расположения головного предприятия-потребителя при небольшом разнообразии поставляемых изделий и материалов оказывается невозможным.
Выпуск же конечных видов продукции машиностроения, идущих в другие отрасли самого машиностроения или народного хозяйства, предназначен для удолетворения всего народного хозяйства, быта и экспорта. Потребители этих видов продукции размещаются во всех районах страны и за ее пределами. Поэтому в подавляющем большинстве случаев размещение предприятий машиностроения не может ориентироваться на фактор потребления его продукции.
Только отдельные виды продукции, предназначенные для использования в специфических природных условиях или для определенных горно-геологических условий, выпускаются в районах их потребления (чаще всего сельскохозяйственные машины, машины и механизмы для лесной промышленности, горное оборудование).
Отмеченные особенности размещения машиностроения обусловливает большую роль и значение транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Ритмичность работы конвейеров и поточных линий машиностроительных заводов зависит от четкой работы как предприятий-смежников, так и транспорта. Развитая транспортная сеть, возможность использовать разные виды транспорта между кооперируемыми предприятиями повышает надежность внутри- и межрайоных связей. В результате резкого удешевления транспортировки продукции на всех видах транспорта близость поставщиков продукции в настоящее время играет гораздо меньшую роль, чем в прошлом.
В условиях развитой специализации машиностроительных заводов на выпуске определенных видов продукции все большее значение приобретает унификация производства отдельных видов машин, оборудования, деталей и инструментов, выпускаемых на разных, но родственных предприятиях отрасли. Этот процесс также оказывает сильное воздействие на размещение машиностроения. Унифицированные изделия позволяют обеспечивать более широкий круг потребителей каждому предприятию, тем самым укрепляя и развивая внутрирайонные связи, способствуя зонированию сбыта продукции родственных предприятий.
Машиностроительный комплекс ежегодно призводит 30 тыс. видов различных машин и 130 тыс. деталей. Его продукция нужна практически повсюду, т.е. для машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова.
Реферат опубликован: 8/03/2007