Машиностроительный комплекс России

Страница: 6/7

Наиболее типичные для среднего машиностроения особенности разме­щения весьма четко прослеживаются в размещении авиационной промыш­ленности. В этой самой сложной отрасли современного машиностроения кооперируются предприятия практически всех отраслей тяжелой промыш­ленности, и особенно самого машиностроения, поставляющие разнообраз­ные конструкционные материалы из черных и цветных металлов, химичес­ких материалов, электротехническое, электронное и радиотехническое оборудование. Предприятия авиационной промышленности отличаются иск­лючительно высоким уровнем класификации инженерно-технических кад­ров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где помимо опытных кадров на производстве имеются научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. В таких крупных промышленных центрах, как пра­вило, имеются и предприятия-смежники. Авиационные заводы в отдельных городах специализируются на выпуске определенных типов самолетов.

Производство слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механичес­кой обработкой деталей, сборкой деталей, узлов и агрегатов. Преобла­дает массово-поточная организация производства, в котором заняты вы­сококвалифицированные кадры, используется в большом количестве

рабочая сила. Предприятия отрасли потребляют относительно небольшое

количество материалов, но широкого ассортимента (черные, цветные,

благородные, редкие металлы, разнообразные виды стекла, пластмасс и

т.д.). Сложность и точность выпускаемой продукции предъявляет очень

высокие требования к культуре производства, оснащению техникой. Мно­гие предприятия отрасли (особенно слаботочные - электротехнические, электронной и другой аппаратуры ) заняты преимущественно монтажом и сборкой поступающих в порядке кооперации деталей и узлов.

Среднее машиностроение размещается в разных районах, в том числе:

а) автомобилестроение:

- производство грузовых автомобилей большой грузоподъемности в городах Москва, Набережные Челны;

- производство грузовых автомобилей всредней и малой грузоподъ­емности в городах Нижний Новгород, Брянск, Миасс, Ульяновск;

- производство легковых автомобилей в городах Нижний Новгород, Москва, Тольятти, Ижевск, Серпухов;

б) станкостроение размещается в районах с развитым машинострое­нием, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры (Москва, Санкт-Петербург);

в) тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчас­ти - на сырьевые базы (Волгоград, Челябинск, Владимир, Санкт-Петер­бург и д.р.).

Интенсификация машиностроительного комплекса.

Что же означает интенсивный путь развития в машиностроении и ме­таллообработке ? Прежде всего он подразумевает качественно новое на­турально-вещественное наполнение стоимостных показателей. Ведь рост выпуска машиностроительной продукции может быть обеспечен как за счет изменения стоимости техники и "вымывания" из номенклотуры вы­пускаемого оборудования дешевых его видов, так и за счет расширения производства, увеличения массы выпускаемой техники, улучшения ее потребительских свойств. Последний вариант развития и представляется единственно верным в условиях интенсификации экономики. Кроме того, само машиностроительное производство должно быть переоринтированно на использование материало-, трудо- и фондосберегающих технологий производства машин и оборудования.

Интенсификация машиностроительного комплекса должна рассматри­ваться в двух аспектах. Во-первых, интенсификация машиностроительно­го производства внутри комплекса, то есть выпуск передовой техники с минимальными затратами живого труда, и, во-вротых, интенсификация в отраслях народного хозяйства, происходящая на базе внедрения новей­ших машин, оборудования, приборов и устройств, выпускаемых машиност­роителями. Эти направления интенсификации тесно взаимосвязанны и не могут осуществлятся в отрыве один от другого. Первичным, естествен­но, является производство машин и оборудования в машиностроительном комплексе, и от того, как машиностроение справляется с поставленными задачами, зависит эффективность работы других отраслей народнохо­зяйственного комплекса в целом.

Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в зна­чительной мере зависят от положения дел внутри машиностроительного комплекса, от того, сколь быстро машиностроители смогут перейти на выпуск техники новых поколений и оснастить ими различные отрасли на­родного хозяйства.

Реферат опубликован: 8/03/2007