Страница: 3/10
Затем последовали изнурительные внутренние войны, пока Иоанн II из Тигре не вступил в 1872 году на престол. Ему удалось, несмотря на многие столкновения с египтянами и галласами и на непокорность Менелика, правителя Шоа и Каффы, удержаться на престоле долгое время, пока в 1888 году он не вступил одновременно в борьбу с итальянцами, которые тем временем появились на морском берегу, с махдистами и с Менеликом. Многочисленное войско махдистов выступило в поход против Абиссинии; абиссинцы были совершенно разбиты на равнине Дебра-Сина, и старинный городок Гондар был взят, разграблен и разрушен махдистами. 9 марта 1889 года вновь произошла битва при Галабате; победа склонялась уже на сторону абиссинцев, когда король Иоанн пал, пораженный пулей. Этим была вырвана победа у абиссинцев; тело короля было отправлено в Омдурман и выставлено там; власть халифа находилась, по-видимому, на высоте своего могущества.
Но в Абиссинии еще раз появился энергичный властелин, несомненно превосходящий своих предшественников, Менелик II из Шоа, которого итальянцы сперва охотно поддерживали, вследствие чего он еще в 1889 году мог вступить на престол Абиссинии. Впоследствии, впрочем, правление оказалось неблагоприятным для итальянцев. Раздоры и внутренние войны в Абиссинии не прекратились и при Менелике, но давно уже страна не была обширнее и замечательнее, чем теперь. На западе притязания Абиссинии доходят до Белого Нила; на юге абиссинские войска спустились с плоскогорья, опустошая страны галласов; на востоке итальянская область опять сузилась, и о протекторате Италии над Абиссинией не может быть и речи. Как справедливо замечает Карл фон Брухгаузен, "еще немного лет тому назад смеялись над притязаниями абиссинского властителя, желавшего раздвинуть свои границы до Хортума и до озер Рудольфа и Виктории, а теперь уже никто не смеется над ними. Абиссиния,— чего еще несколько десятилетий тому назад никак нельзя было предположить,— сделалась фактором в европейской политике и находится в дружественных отношениях в особенности с Францией и Россией, но также и с Англией, которая отказалась в ее пользу от части своей Сомалийской области, и, в конце концов, с Италией". Царь Менелик, родившийся в 1842 году, по рассказам знающих его лиц, был талантливым правителем, хорошо ознакомленным с политическими условиями и вне пределов своего государства. Он был высокого роста и темного цвета кожи. Возможно, поразительное возрождение Абиссинии в древности из глубокого оцепенения зависело как от самого народа, так и основана на качествах правителя и его войска.
Жизнь древних абиссинцев. Одежда. Украшения. Оружие. Жилище. Характер народа.
Жизнь абиссинцев в древности с внешней стороны по некоторым чертам была сходна с жизнью арабов. Мужчины носили широкие шаровары, накидку и повязку вокруг тела, женщины — длинные рубашки и накидки, абиссинцы магометане — тюрбан и сандалии. Для настоящих абиссинцев особенно характерны были шаровары. Самое употребительное украшение у абиссинцев — шейные повязки с амулетами, а у женщин — серебряные и золотые украшения, кольца, колокольчики, щипчики, ушные розетки и т.п. В качестве оружия прежде служили фитильные ружья, как и в Аравии, копья и большие щиты из буйволовой кожи. В войнах последнего времени в руках абиссинцев находилось и современное огнестрельное оружие.
В числе жилищ каменные постройки занимали выдающееся место, но, по большей части, они выстроены небрежно, так же, как и хижины, являвшиеся во многих случаях круглыми соломенными жилищами, окруженными изгородью из терновника. Церкви отличались более тщательной архитектурой, хотя часто представляли собой лишь круглые соломенные хижины, но там можно было найти и церкви, высеченные в скалах, довольно значительной величины.
Внешняя жизнь древних абиссинцев кажется скудной и малоразвитой, и характер народа не производит благоприятного впечатления. В Европе известны, по преимуществу, дурные стороны народного характера и государственной жизни абиссинцев, во всяком случае, гораздо больше, чем более выгодные черты, которые, конечно, не совсем им чужды. Правда, абиссинское христианство, в своей долгой замкнутости и глубокой неподвижности, не может производить впечатления освежающего и привлекающего к себе, но едва ли ему можно отказать в способности к дальнейшему развитию. Оно до сих пор почти заглушалось мелочной обрядностью, внешним ханжеством и символическими приемами: оно страдает и нравственными недочетами, недостаточной чистотой жизни белого и черного духовенства, общей закостенелостью, верой в колдунов и гадания. Это выражается и во внешних обрядах, содержащих много обветшалой торжественности; правда, у духовных лиц можно найти старинные книги и церковные рукописи, но знания их очень ограниченны; новые книги можно найти очень редко и общее образование находится в состоянии регресса. Но если христианская церковь в Абиссинии не обнаруживает внутреннего развития, то христианство, вообще, в последнее время все более и более приобретает почвы: ислам отступает здесь, противоположно многим другим странам Африки. Несмотря на все, христианство все же содействовало тому, что эта страна заняла несколько высшее культурное положение; последствиями христианства являются отчасти более мягкие нравы и, в особенности, отсутствие работорговли и высшее положение и неприкосновенность женщины.
Реферат опубликован: 15/02/2009