Страница: 9/10
В многоликом и древнем искусстве Эфиопии сочетаются традиции африканской культуры и наследие древневосточного искусства, самобытное переосмысление христианских архитектурных типов и сюжетов и европейские влияния. К древнейшим (до 2-го тыс. до н. э.) кушитским культурам Южной Эфиопии восходят каменные стелы со схематическими изображениями человека и символическими знаками; позже в Южной Эфиопии ставились намогильные деревянные человеческие фигуры народа консо. На северо-востоке страны открыты наскальные росписи (Ганзаба, Адди-Кэйнх), рельефы (Шебе) с фигурами быков, рельефные человеческие фигры (Даро-Кавлос). относящиеся к доисторическому периоду и более поздние. В середине 1-го тыс. до н. э. на горных плато расцвело искусство древневосточного типа, истоки которого лежали в Сабе (Юж. Аравия): постройки из тесаных каменных плит — прямоугольные храмы с плоской кровлей (Йеха, Хаульти), плотины: алтари ифризы с изображением горного козла (лунное божество Альмаках); обобщенная, плавная по силуэту скульптура — сидящие царские фигуры, рельефы, терракотовые и каменные головы 5-4 вв. до н. э; известны также наскальные изображения львов (Гобедра близ Аксума), каменные и бронзовые фигурки животных, каменные сфинксы, вотивные троны. Подъем искусства Эфиопии наступил в 1-й пол. и сер. 1-го тыс. до н. э. с возвышением Аксумского царства. Строились большие дворцы из камня с деревянными связями в 2-3 этажа, с плоской крышей на столбах, иногда с внутренними дворами (дворец Такха-Марьям в Аксуме), каменные стеллы высотой до 33 м, имитирующие многоярусные башни; троны на ступенчатых основаниях, плотины, водохранилища, ряды жилых домов. Эллинистические влияния ощущаются в резьбе по камню: бутонообразные капители граненых столбов, изображения архитектурных мотивов и полумесяца (на стелах), виноградной лозы. Керамика расписывалась геометрическим орнаментом, иногда изображениями людей, животных, растений. На монетах представлены профильные головы царей, окруженные веком колосьев. После христианизации Аксума (сер. 4 в.) строились монастырские комплексы и базиликальные церкви: в комплексе Дэбрэ-Дамо трехнефная церковь, с нартексом и хорами, имеет деревянные потолки, в том числе имитацию свода в среднем нефе; потолок нартекса украшают 33 кассеты со стилизованными фигурами животных и геометрическим узором.
После упадка Аксума традиции искусства Эфиопии возродились в 12-13 вв.в средневековом царстве к востоку от озера Тана со столицей Лалибэла. Дворцы и общественные здания Лалибэлы не сохранились, но дошли высеченные в туфовых массивах, выстроенные в пещерах или отдельно стоящие церкви. Скальные церкви (в Лалибэлэ и многих других местах) имеют базиликальный, иногда крестообразный план и плоские крыши; все вплоть до деталей вырезано из камня, причем имитируются своды, древянные связи и наличники, раскреповки и тяги. С коптским и сирийским искусством связана резьба по камню: кресты и аркады на крышах церквей, рельефы на фасадах церквей Бет-Марьям и Бет-Голгофа в Лалибэле; в декор церкви в Йемрахе входят изображения африканских животных. Появилась фресковая живопись—стилизованные плоскостные фигуры святых, изображения охотничьих сцен и животных (церковь Медхане-Алем в Лалибэле), евангельские сюжеты (церковь Бет-Марьям), геометрический орнамент. Яркость цвета и плоскостность отличают темперные иконы, в том числе диптихи и триптихи; известны также панно на холсте. С 14 в. развивалась эфиопская миниатюра, преломившая влияния коптского, сиро-месопотамского, армянского искусства в схематичном плоскостном, но полном наивной выразительности и яркой красочности стиле. В 15-16 вв. Эфиопия возродилась как целостное государство, строились города, дворцы, богатые церкви (белокаменная церковь Макана Селассие в горах Уолло — центральное святилище, окруженное деревянной колоннадой). В 17 веке к северу от озера Тана создана новая столица Гондар. Каменные замки-дворцы с угловыми башнями, аркадами, арочными проемами, зубчатыми парапетами, богатым убранством причудливо сочетали местные традиции с воздействием европейского (главным образом португальского) зодчества. Прямоугольные и круглые в плане церкви богато расписывались. В живописи росли черты нарядности и повествовательности, усилились европейские влияния. В течение многих веков сложились особенности декоративного искусства Эфиопии. Разнообразные формы керамики, украшенной гравировкой, росписью, рельефом. В вазах из гранита, алебастра, мрамора ощущаются эллинистические византийские традиции. Ювелирные изделия показывают многообразные связи с Египтом, Аравией, Грецией, Арменией, Индией; богаты формами и орнаментикой (в том числе сложная плетенка) металлические и деревянные кресты.
Реферат опубликован: 15/02/2009