Страница: 1/17
№15 В-2
Центральная Россия в географическом разделении труда (отрасли специализации): 1) Металлургия – Липецк, Старый Оскол, Тула; 2) Текстильная промышленность – старая отрасль на привозном сырье и химических волокнах (Москва, Иваново, Орехово-Зуево, Ногинск); 3) Пищевая промышленность – мукомольная, крупяная, сахарная и др.; 4) Химическая промышленность – производство синтетического каучука, пластмасс, химических волокон, фармацевтика; 5) Машиностроение (станкостроение – Москва; электроника – Москва, Н.Новгород, Зеленоград; автомобилестроение – Москва, Н.Новгород; судостроение – Н.Новгород; ВПК – Москва, Тула, Н.Новгород и др.; железнодорожное – Коломна, Тверь, Мытищи. Центры узловых районов Центральной России: 1) Москва – столица России, крупнейший промышленно-транспортный узел. Центр науки и культуры, население около 9 млн. человек. Факторы, определившие рост и развитие города: а) выгодное транспортно-географическое положение; б) центральное положение относительно других княжеств в прошлом и относительно многих субъектов Федерации сегодня; в) исторический центр формирования русской нации и русского государства. Москва из «ситцевой» в советское время превратилась в центр машиностроения, в том числе оборонного. Москва – центр столичных отраслей: а) центр управления информацией, главный финансовый центр страны; б) полиграфическое производство; в) парфюмерно-косметическое производство, высокая мода. 2) Нижний Новгород – основан в 1221 году при слиянии Волги и Оки. Благодаря выгодному ЭГП стал вначале одним из крупнейших торговых центров России, а затем и промышленным центром: автомобильная, судостроительная, нефтеперерабатывающая, химическая, целлюлозно-бумажная. 3) Воронеж – старинный русский город, основанный в XVI в. Дореволюционная мукомольная и маслобойные отрасли дополнились развитием разнообразного машиностроения, химической промышленности.
№16 В-2
Московский регион. Москва отличается от всех других городов России своей столичной функцией, которая определяет многие другие особенности развития. 1) Москва – центр управления страны; 2) Москва – финансовая и банковская столица России (80% всех финансовых операций), центр новых видов финансовых учреждений, банковских операций и услуг; 3) Крупнейший информационный центр России; 4) Научно-производственный комплекс Московского столичного региона – самый значительный в России. Научные силы сосредоточены в Москве и специализированных городах науки Подмосковья. Научные центры тесно связаны с промышленностью и имеют широкую специализацию: ядерные исследования (Протвино), физические (Троицк), электроника (Зеленоград), космические разработки (Королев), авиаконструкторские работы (Жуковский) и т.д. Отрасли специализации: 1) Машиностроение – легковые автомобили (Москва, Серпухов), станки, приборы(Москва, Коломна), энергетическое машиностроение (Москва, Подольск), бытовая техника. Военно-промышленный комплекс – авиационный, ракетно-космический, радиоэлектротехника и др. 2) Легкая промышленность – текстильная, обувная, парфюмерно-косметическая, высокая мода. 3) Пищевая промышленность – кондитерская, мясная, молочная, ликероводочная, хлебопекарная и т.д. 4) Цветная металлургия – производство цветных металлов для московского машиностроения; 5)Химическая промышленность – производство удобрений (Воскресенск), производство лекарственных препаратов, сложных химикатов.
№17 В-2
Поволжье. Река Волга: длина – 3531 км, площадь бассейна – 1360 тыс. кв.км, время половодья – весна. Города на главном стрежне Волги: Тверь, Ярославль, Н.Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновец, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань. Волга – типично равнинная река, по которой шло заселение Поволжья, издавна велась торговля между различными частями России и со странами Востока (Персия, Индия). Транспортное значение Волги возросло в результате строительства каскада ГЭС (было построено 11), искусственных водных путей. Волга снабжает водой сельское хозяйство и поволжские города, поэтому ее с полным правом можно назвать экономическим стержнем Поволжья. В непосредственной близости от Волги живет половина жителей района. Основу транспортной сети Поволжья тоже образует Волга, которая получает еще одно название – «Главная улица» Европейской России. Из огромного количества грузов первое место занимает лес и нефть. По Волго-Донскому каналу с Волги идет преимущественно лес, а обратно - каменный уголь. Экологические проблемы: 1) Повышение уровня грунтовых вод в Волжском бассейне привело к тому, что 80% его территории находится в критическом состоянии – гибнут приволжские леса. 2) Сильное загрязнение. 3) Проект Большой Волги.
Реферат опубликован: 27/08/2008