Страница: 11/17
№16 В-1
Агропромышленный комплекс (АПК) и его значение – совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, транспортировке, хранении, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя. АПК производит: продукты питания, от количества и качества которых зависит уровень жизни населения, разнообразное сырье для легкой промышленности. Можно сказать, что АПК нас кормит, обувает и одевает. АПК состоит из трех звеньев: 1)сельское хозяйство (растениеводство), 2) отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, 3) отрасли, обслуживающие АПК, повышают эффективность производства и переработки сельхозпродукции. Легкая промышленность – совокупность отраслей, производящих в основном предметы потребления. В нее входят: текстильная, швейная, кожевенная, обувная, меховая и др. Предприятия легкой промышленности ориентируются на потребителя и на трудовые ресурсы. Историческим центром легкой промышленности является Центральный район. Пищевая промышленность производит продукты питания. Одни отрасли в своем размещении ориентируются на сельскохозяйственное сырье (сахарная, крупяная, маслодельная, консервная), другие – на потребителя (хлебопекарная, макаронная, кондитерская). Предприятия пищевой промышленности расположены повсеместно, а ассортимент и количество выпускаемой продукции зависит от численности населения и его платежеспособного спроса, сельскохозяйственной специализации территории, развития инфраструктуры.
№17 В-1
Сельское хозяйство – основное звено агропромышленного комплекса, которое обеспечивает продуктами питания население и поставляет сырье для пищевой и легкой промышленностей. Отличительными особенностями сельского хозяйства являются: сезонность работ, зависимость от природных условий, использование земли как средства и предмета труда. Состав сельского хозяйства. Растениеводство: зерновых и зернобобовых культур, кормовых культур, овощей, картофеля, бахчевых, технических культур, плодов, ягод, винограда. Животноводство: разведение крупного рогатого скота (скотоводство), свиноводство, овцеводство, птицеводство и т.д. Зональная специализация сельского хозяйства вызвана разнообразием природных условий (особенно климата и почв) и требовательностью сельскохозяйственных культур и животных к разным условиям тепла и влаги. Тундра, лесотундра – овощные культуры под стеклом, оленеводство. Таежная зона – рожь, ячмень, картофель, овощи, зернобобовые ранних сортов, молочное скотоводство, свиноводство. Смешанные леса – пшеница, рожь, зернобобовые, лен, картофель, овощи; на Дальнем Востоке – пшеница, кукуруза, соя; молочно-мясное скотоводство, свиноводство. Лесостепь и степь – пшеница, просо, кукуруза, гречиха, картофель, бахчевые и плодовые культуры, подсолнечник, сахарная свекла, молочно-мясное скотоводство, свиноводство, мясо-шерстное овцеводство, птицеводство. Сухие степи и полупустыни – пшеница, кукуруза, горчица, бахчевые культуры, рис, виноград, тонкорунное овцеводство, мясное скотоводство, коневодство, верблюдоводство. Вокруг больших городов развито пригородное хозяйство (овощеводческо-животноводческое). Главными сельскохозяйственными районами России являются: Северо-Кавказский, Центрально-Черноземный, Поволжский, южные районы Сибири.
№18 В-1
Транспортный комплекс – совокупность: всех путей сообщения (дорожной сети, транспортных узлов), транспортных средств (воздушного, сухопутного и водного видов транспорта), транспортных предприятий (вокзалов, ремонтных мастерских и т.д.). Задачи транспортного комплекса: Обеспечение устойчивых связей между отдельными предприятиями, между предприятиями и потребителями, между различными странами; перевозка пассажиров. Транспорт не только связывает воедино всю страну, но и влияет на размещение людей и производства. Вместе с городами он составляет опорный каркас территории. В нашей огромной стране, с неравномерным размещением населения, хозяйства и природных ресурсов, транспорт имеет особое значение. Основными видами транспорта являются: сухопутный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный), воздушный, водный (морской, речной). При выборе вида транспорта учитывают: себестоимость перевозки, грузоподъемность, скорость транспортировки, влияние природных условий на работу транспорта и др. Наиболее дешевыми видами транспорта являются водный, трубопроводный ( но по трубам можно перемещать лишь особые грузы: нефть, газ). У речного транспорта свои ограничения: сезонность работы, неглубокие фарватеры рек, общее направление течения рек – меридиональное, а большинство перевозок имеет широтное направление. Морской транспорт обслуживает в основном внешние перевозки. Основным же видом российского транспорта является железнодорожный. Отличаясь большой грузоподъемностью, дальностью перевозок, низкой себестоимостью, малой зависимостью от погодных условий, он считается «стальным хребтом России». Все большее значение приобретает самый маневренный вид транспорта – автомобильный. В транспортных узлах осуществляется обмен грузами между различными видами транспорта. Крупнейшие транспортные узлы страны: Москва, Санкт-Петербург, другие города-миллионеры. Экологические проблемы стоят перед всеми видами транспорта. Их решение – в регулировании транспортных потоков, строительстве современных путей сообщения, производство более экономичных видов двигателей, внедрении новых видов топлива.
Реферат опубликован: 27/08/2008