Страница: 2/6
Так как мы мало изучали экономику города и развитие порта Санкт-Петербурга в наши дни, я бы хотела больше знать об этом. И уже на основании этого делать вывод, есть ли у порта перспективы развития.
На развитие порта влияет множество факторов. И для того, чтобы узнать эти перспективы необходимо рассмотреть несколько факторов. Во-первых, это развитие морского транспорта страны в целом. Потом необходимо рассмотреть развитие порта в наши дни. Это поможет сравнить, возрастает ли грузооборот порта, развивается ли его связь с другими странами. И, наконец, главный фактор, влияющий на работу петербургского порта – развитие других портов на Балтийском море. Все эти факторы помогут сделать вывод, какие у порта Санкт-Петербурга перспективы развития.
Глава 1. История развития морского транспорта.
Петербург был самым крупным по грузообороту и наиболее благоустроенным портом России. Его грузооборот в 1913 году составлял 7,2 млн. т , в том числе по вывозу – 2,6 млн.т , по ввозу – 4,1 млн.т и по каботажу (перевозка грузов внутри страны) – 0,5 млн.т. 70% импорта, поступавшего в Петербургский порт, приходилось на английский уголь. Вторым по грузообороту портом в России была Одесса. Из других по размерам грузооборота выделялись Николаев, Ростов, Мариуполь, Новороссийск, Рига, Архангельск и Владивосток.
Общий грузооборот морских портов России в 1913 году в дореволюционных границах составлял 41 млн.т, в том числе малый каботаж – 0,6 млн.т, большой каботаж – 0,6 млн.т, экспорт – 19,3 млн.т , импорт – 9,3 млн.т.
В морском экспорте преобладали грузы: хлебные – 52,8 %, лесные – 21,1%, руда – 10,5%, нефть 5,6%. В импорте 65,5% составлял каменный уголь. Внешнеторговые грузы перевозились преимущественно на иностранных судах. Средняя дальность перевозки 1т груза составляла 726 миль(1335 км).
Низкий технический уровень оборудования русских портов был причиной малой их производительности. Около 70% торгового флота в 1913 году составляли парусные суда. В 1916 году внешнеторговый морской грузооборот России занимал пятое место в мире.
Правительство понимало роль портов в экономике страны, поэтому с первых же лет советской власти развитию морского транспорта было уделено большое внимание. Морской порт сильно пострадал в годы гражданской войны и интервенции. Советское государство закупало суда за границей и строило новые на своих верфях. Грузоподъемность морского торгового флота к началу 1937 года составила 1250 тыс.рег.т(1913 г. – 893 тыс.рег.т).
В 1940 году экспорт составлял 9,9%, импорт – 1,6% грузооборота морских портов.
Во время второй мировой войны морскому транспорту был нанесен значительный ущерб. В портах было уничтожено 43% причального фронта, 54% складов и 47% перегрузочного объединения. СССР потерял 380 судов общей грузоподъемностью 700 тыс.рег.т. После окончания Великой Отечественной войны, несмотря на тяжелейшее положение в условиях разрушенного народного хозяйства, страна немедленно приступила к восстановлению портов, и за короткий промежуток времени были задействованы крупные морские порты на Балтийском, Азовском и Черном морях.
Грузооборот морского транспорта по сравнению с 1940 годом увеличился к 1976 году в 31 раз, а перевозки в 6,5 раза.
К концу 1990 годов морские порты имели пропускную способность 360 млн.т грузов в год и полностью удовлетворяли потребности страны в перегрузке внешнеторговых и народнохозяйственных грузов, а по тоннажу транспортный флот занимал одно из ведущих мест в мире.
Распад СССР привел к резкому спаду объема производства, расстройству сложившихся экономических связей и грузопотоков, значительному ухудшению обеспечения транспортными услугами внутренних потребностей и внешней торговли России, к потере иностранных инвесторов. У России остался всего лишь один крупный порт на Балтийском море – Санкт-Петербург.
Развал СССР и переход к рынку в течение короткого срока привели к интеграции российских внешнеторговых перевозок в единую мировую транспортную систему.
Таким образом на морской транспорт всегда возлагались большие надежды. Его состояние влияло на экономику страны, на сотрудничество с другими странами. После Великой Отечественной войны морскому транспорту был причинен значительный урон. Но вскоре порты страны были восстановлены и начали все больше развиваться.Самым крупным и благоустроенным портом был Санкт-Петербург.
Глава 2. Развитие Санкт-Петербургского морского порта.
Определяющее значение транспортного узла имеет его выгодное геополитическое положение в системе мирохозяйственных связей и обусловленная распадом СССР его новая роль в соединении России с внешним миром. С распадом СССР Россия потеряла свободный доступ к 250 млн.т в год портовых мощностей из 380 млн.т в год , которыми обладал бывший СССР.
Вхождение Санкт-Петербурга в мировое экономическое пространство, в первую очередь определяется его возрастающей ролью в качестве торгово-транспортного центра международного значения.
ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" - крупнейший транспортный узел на Северо-Западе России. Удобное географическое положение - Порт расположен на островах дельты реки Невы в восточной оконечности Балтийского моря - помогает существенно снизить транспортные, транзитные и другие расходы. Порт соединен с морем Морским каналом протяженностью 27 морских миль. Навигация продолжается круглый год, в период зимней навигации суда должны иметь необходимый ледовый класс для безопасного плавания в ледовых условиях. В период зимней навигации проводку судов во льдах осуществляют ледоколы, находящиеся в оперативном подчинении Морской администрации порта Санкт-Петербург. При необходимости к проводке привлекаются мощные буксиры ЗАО "Портовый флот", основная задача которых осуществление рейдово-маневровых и швартовых операций на акватории порта. Каждое судно, пришедшее в порт, обрабатывается по оптимальному варианту с использованием современной техники. Этому способствует непрерывный план-график, предусматривающий согласование сроков подачи и обработки водного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Ежедневно в порту учитываются сроки загрузки и разгрузки судов, оперативно определяется расстановка флота. К каждой грузовой операции флот готов заранее. Сегодня к причалам Невской Гавани швартуются суда со всего мира. Гарантированные глубины обеспечивают безопасную проводку и удобную стоянку судам до 260 метров длиной и с осадкой до 11 метров.
Реферат опубликован: 22/02/2009