Страница: 4/10
Третичный сектор мирового хозяйства.
Транспорт.
Транспорт является основой географического разделения труда. Объем и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков - размещение производительных сил. Транспорт и сам активно воздействует на это размещение, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и стран. Без него было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг, да и общение людей.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную сеть. Масштабы ее очень велики.
Мировая транспортная сеть.
Виды путей сообщения |
Длина, тысяч километров | ||||
1950 год |
1970 год |
1980 год |
1990 год | ||
Железные дороги |
1320 |
1340 |
1248 |
1210 | |
в т.ч. электрофицированные |
60 |
125 |
164 |
193 | |
Автодороги |
15540 |
19700 |
22300 |
23600 | |
в т.ч. с твердым покрытием |
7645 |
12150 |
16000 |
20000 | |
Судоходные реки и каналы |
560 |
525 |
540 |
544 | |
Нефте- и продуктопроводы |
175 |
395 |
520 |
600 | |
Магистральные газопроводы |
186 |
545 |
760 |
900 | |
Воздушные пути |
3300 |
5510 |
6900 |
7900 | |
По расчетам С. Б. Шлихтера (1995 год).
Все виды транспорта группируются не только по значению и уровню развития, но и по географическим сферам их применения. В этом случае выделяют сухопутный (наземный), водный и воздушный транспорт.
Структура перевозок мировой транспортной системы.
Вид транспорта |
Грузооборот, % |
Пассажирооборот, % | |||
1950 год |
1990 год |
1950 год |
1990 год | ||
Железнодорожный |
30,8 |
16,0 |
25,6 |
11,2 | |
Автомобильный |
7,5 |
8,3 |
74,1 |
79,9 | |
в т.ч. легковой |
- |
- |
56,8 |
60,1 | |
Внутренний водный |
5,6 |
2,7 |
0,6 |
0,4 | |
Морской |
51,9 |
62,1 |
0,8 |
0,3 | |
Нефтяной трубопроводный |
3,1 |
7,2 |
- |
- | |
Газопроводный |
1,1 |
3,6 |
- |
- | |
Воздушный |
0,1 |
0,1 |
1,2 |
8,2 | |
Всего |
6,88 трлн т·км |
45,7 трлн т·км |
2,5 трлн пасс·км |
16,1 трлн пасс·км | |
Реферат опубликован: 29/06/2006