Страница: 5/10
По расчетам С. Б. Шлихтера (1995 год).
Сухопутный транспорт: три основных вида.
Автомобильный транспорт по праву можно назвать транспортом XX века. Он зародился в начале века, а в наши дни автомобиль поистине стал одним из неотъемлимых элементов цивилизации. Протяженность автомобильных дорог все время растет, и уже достигла 24 млн. км; примерно половина ее приходиться на пять стран - США, Индию, Россию, Японию и Китай. Самого высокого уровня автоматизации достигли США, где на 1000 жителей в среднем приходится 600 автомобилей. Во многих странах Западной Европы он тоже очень высок (300 - 400 и более).
Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в перевозках, остается важным видом сухопутного транспорта. Мировая железнодорожная сеть в основном сложилась еще в начале XX века. Общая протяженность ее уже в течение длительного времени довольно стабильна (1,2 - 1,3 млн. км), но размещение отличается очень большой неравномерностью. Хотя железные дороги имеются в 140 странах, более 1/2 их общей длины приходится на “первую десятку” стран: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, ФРГ и Бразилию. По густоте сети выделяются страны Европы. Наряду с этим имеются огромные пространства, где железнодорожная сеть очень редка или вообще отсутствует.
Трубопроводный транспорт получил развитие прежде всего благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа и тому территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления. Самые длинные трубопроводы, достигающие иногда 4 - 5 тысяч км, построены в странах СНГ, Канаде, США, странах Ближнего Востока.
Водный транспорт: особая роль морского транспорта.
Морской транспорт - очень важная составная часть мировой транспортной системы. Благодаря развитию морского транспорта Мировой океан уже не столько разделяет, сколько соединяет страны и континенты. Он обслуживает 4/5 всей международной торговли.
Общая протяженность морских трасс измеряется миллионами километров. Морские суда транспортируют главным образом массовые грузы - наливные (нефть, нефтепродукты), навалочные и насыпные (уголь, руда, зерно, фосфориты и др.), причем обычно на расстояние 8 - 10 тысяч км. Но “контейнерная революция” на морском транспорте привела к быстрому росту перевозок и так называемых генеральных грузов - готовых изделий и полуфабрикатов.
Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, общий тоннаж (вместимость) которого превышает 420 млн. тонн. До середины 70-х годов почти половину этого тоннажа составляли танкеры. Теперь доля их заметно уменьшилась, многие супертанкеры стоят на приколе или даже сданы на слом. Морские суда плавают под флагами почти 160 стран, но главную роль и здесь играют страны “первой десятки”, которую возглавляют Либерия, Панама и Япония.
Наличие большого морского флота у некоторых развивающихся стран, особенно у Либерии и Панамы, объясняется тем, что на самом деле под флагами этих стран ходят суда США, Японии, Греции, Норвегии, ФРГ, Великобритании, Италии, Швеции. Такое “бегство” флота объясняется стремлением судовладельцев традиционных морских держав сэкономить на налогах, на заработной плате моряков. Следовательно, фактически флот, плавающий под “удобными” (“дешевыми”, “подставными”) флагами, принадлежит не развивающимся, а развитым странам Запада.
Общее число морских портов на всех морях и океанах превышает 2,7 тысячи. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 50 млн. тонн грузов, всего немногим более 30. В том числе 11 из них имеют грузооборот свыше 100 млн. тонн. Для развитых стран наиболее характерны универсальные порты, способные принимать и отправлять самые разнообразные грузы. В развивающихся странах, Канаде, Австралии, ЮАР крупные порты обычно узко специализированы на экспорте нефти, руды, угля.
Крупнейшие универсальные морские порты мира
в начале 1990-х годов.
Порт |
Страна |
Грузооборот, млн. т |
Роттердам |
Нидерланды |
290 |
Сингапур |
Сингапур |
190 |
Новый Орлеан |
США |
175 |
Кобе |
Япония |
170 |
Нью-Йорк |
США |
155 |
Тиба |
Япония |
135 |
нагоя |
Япония |
130 |
Хьюстон |
США |
125 |
Иокогама |
Япония |
125 |
Шанхай |
Китай |
115 |
Реферат опубликован: 29/06/2006