Страница: 26/40
Постоянная военная деятельность казаков, как их основное занятие, настоятельно требовала рационального костюма, и он был уже в готовом виде у горцев. Незаменимой и предельно удобной оказалась кавказская бурка, изумительно приспособленная к горным условиям. О бурке писали: «Способная к накидке и назад, и наперед, и на бок, она ограждала всадника, с какой бы стороны ни била на него непогода, прикрывала и предохраняла от дождевой мокроты лук, колчан со стрелами, огнестрельное оружие и руку, держащую поводья, она же, будучи войлоком, покрытым космами, представляла упругую защиту и против сабельных ударов, и против уколов пики, стрелы, а при горячем отступлении, когда уже не думают о препятствиях, если нужно было броситься в реку, не выходя из седла, она мгновенно накидывалась на глаза коню». Если прибавить к этому еще то, что бурка служила отличной своеобразной войлочной палаткой в ночлегах, можно представить насколько важной вещью она была для горцев и стала для казаков.
Облик гребенского казака, а затем терского и кубанского неразделимо связан с понятием о подтянутости, постоянной готовности к действию, сочетающимися с изяществом и красотой осанки воина, слитого воедино с конем. Воинские учения, военные походы, военизированный быт родили особую выправку и осанку казаков.
Своим обликом казак был во многом обязан и одежде. Высокие требования к идеальному порядку в костюме и сбруе коня были не щегольством, а жизненной необходимостью. Во всем казаки старались отличаться ловкостью, статностью и мужественной грациозностью.
Куначество… Что это за обычай?
Самое широкое распространение у всех народов Северного Кавказа имело гостеприимство. Удовлетворяя потребности всех социальных слоев, этот обычай долгое время играл весьма важную роль в общественной жизни горцев, особенно в условиях феодальной междоусобицы, экономической и территориальной разобщенности.
В основе обычая гостеприимства лежали известные общечеловеческие категории нравственности, что делало его весьма популярным далеко за пределами Кавказа. Любой человек мог остановиться в качестве гостя в любом горском жилище, где его принимали с большим радушием. Даже убийца и тот мог пользоваться в полной мере обычаями гостеприимства в доме его кровного врага. Горцы, даже самые бедные, всегда были рады приезду гостя, считая, что вместе с ним приходит благо. Ограбивший или обидевший гостя подвергался суровому наказанию. Народы Северного Кавказа для гостя строили специальное помещение - кунацкую – или выделяли одну из комнат жилища.
Весьма значительную роль в общественной жизни горцев играло в ХVI – ХVII вв. куначество. Тот, кто хоть раз воспользовался гостеприимством другого, становился его кунаком, и в обязанность их обоих входила взаимная поддержка в разных житейских случаях.
У адыгов лица, пожелавшие быть кунаками, давали друг другу клятву и совершали специальный обряд, согласно которому в чашку с брагой опускали золотые монеты и пили из нее по очереди. У чеченцев и ингушей лица, вступившие в куначеские отношения, обменивались оружием, боеприпасами, давали клятву или слово быть друзьями-кунаками.
С куначеством был непосредственно связан обычай куначеского патроната, получивший распространение в ХVIII в., например, у адыгов. Суть его заключалась в том, что слабые семьи под влиянием разных обстоятельств (преследование, угроза закрепощения, необходимость спасения от кровной мести) на правах гостеприимства вступали под покровительство влиятельного и знатного феодала. Лица, связанные обычаем патроната, считались кунаками, но между ними уже не существовало дружеских связей и равноправия, свойственных обычному куначеству, ибо кунак в этом случае становился добровольным вассалом того или иного феодала.
Реферат опубликован: 14/11/2009