Страница: 27/40
Наибольшим выражением радости, связывавшей всех вообще и каждого отдельно друг с другом, было тесное сближение – куначество наших «кавказцев» с русскими войсками. Обычай куначества армейских рот до такой степени глубоко укоренился среди кавказских войск и до такой степени был прекрасным во всех отношениях обычаем, вполне сродни русской широкой, доброй и гостеприимной натуре, что было бы непозволительно обойти его молчанием.
Куначество заимствовано кавказскими войсками у горцев, но получило у первых более широкое и более искреннее значение и применение.
Горцы зовут кунаком того, с кем удалось им обменяться какими-нибудь более или менее значительными услугами. Понятно, что для русского солдата не могло быть услуги важнее той, которые ему оказывали такие же, как он солдаты, разделяя с ним бескорыстно его труды, лишения, победы и нередко самые неудачи. Таким образом, у русского солдата являлось гораздо более основания к куначеству со своими сотоварищами, чем даже у тех, от которых он перенес этот обычай на свою почву.
Горец, раз сделавшись кунаком своего единоверца, держался этих отношений в течение всей своей жизни. Мало того, они нередко переходили и в наследство. Если же, как бывает иногда в жизни, какое-нибудь непредвиденное обстоятельство, послужив предметом ссоры, прерывало куначество, то последнее сменялось полною ненавистью и местью, не имея в исходе никакого иного чувства.
Кунак в буквальном переводе значит приятель; покуначиться – значит сойтись, но не подружиться.
Нередко бывало так, что с одного конца Кавказа вспомогательные войска приходили на другой конец и оставались там долгое время. Понятно, что гости эти, будучи оторваны от своих штаб-квартир, не могли иметь при себе ни особых запасов, ни вообще испытывать тех удобств, которыми пользовались у себя дома. Они где-нибудь в передовом укреплении или среди боевой стоянки оставались без фуража. Если изголодавшаяся рота имела кунацкую там, куда пришла, то последняя доставляла ей все нужное совершенно безвозмездно. В случае, если у прибывшей роты кунаков нет и нет особого повода к куначеству, то пришедшие старались покуначиться с другими подобными им и без руководящих оснований. Нередко случалось так, что одна рота имела в разных полках до десяти кунацких рот, - и это вовсе не мешало делу. Если бы все десять рот, одна за другою, явились в место ее расположения, она всех их принимала бы с полным гостеприимством отличными щами, водкою и удовлетворяла бы при первом требовании чем могла.
Как развивались торговые связи адыгов с русскими.
В первой половине ХIХ в. у адыгов было развито в значительной степени скотоводство. Особое внимание заслуживает коневодство. Черкесские лошади пользовались большой славой по всему Кавказу, в Крыму, в России и за границей. Значительное место в адыгском экспорте занимали породистые лошади, особенно кабардинские.
Земледелие и скотоводство были основными отраслями хозяйства адыгов, но не единственными. В конце ХVIII в. и первой половине ХIХ в. адыги активно занимались охотой и пчеловодством, В числе экспортируемых продуктов в качестве важнейших фигурируют воск и мед.
Значительно слабее было развито ремесло, но ювелирные изделия адыгов славились далеко за пределами Черкесии. Они имели искусных золотых дел мастеров. Всем необходимым для хозяйства адыги могли обеспечить себя самостоятельно.
Разнообразные домашние промыслы также получили большое развитие. На внешнем рынке славились черкесские бурки, седла, черкесское оружие. Наружный вид и отделка оружия были своеобразны и очень красивы. В период кавказской войны черкесское оружие носили все офицеры русской армии, служившие на Кавказе.
Реферат опубликован: 14/11/2009