Своеобразие японской культуры

Страница: 11/18

Япония- страна, в которой высоко развито производство предметов прикладного искусства. Наиболее распространенными, имеющими древнюю традицию видами прикладного искусства являются керамика, фарфор, ткани ручной раскраски, изделия из лака, металла, бамбука

Большое внимание уделяется в стране развитию керамики. Почти каждая область Японии производит посуду своего особого стиля. Старейшие мастера-керамисты удостаиваются почетных званий.

Длительную, историю имеет в Японии производство лаковых изделий. Однако технология их изготовления очень сложна и требует больших затрат труда и времени. Поэтому они остаются предметами роскоши. В отличие от этого изделия из бамбука широко используются в повседневной жизни, что нисколько не умаляет их художественных достоинств.

Новым явлением в культурной жизни современной Японии является развитие дизайна (художественного творчества в промышленности) . В настоящее время все крупные промышленные компании имеют дизайнерские бюро. С 1958 г. в Японии существует Ассоциация промышленных дизайнеров.

АРХИТЕКТУРА.

Современная японская архитектура внесла заметный вклад в развитие мирового зодчества наших дней. В послевоенный период в стране развернулось крупное строительство различных общественных сооружений: концертных залов, спортив-

ных комплексов, библиотек, деловых и торговых центров. Были созданы такие широко известные комплексы, как Музей современного искусства в Камакура (1961 г.)- архитектор Дзюндзо Сакакура, Библиотека и концертный зал в Иокогама (1955 Г.)- архитектор Кунио Маэкава., ансамбль Парка Мира в Хиросиме ( 1952г.) -архитектор Кэндзо Тангэ.

В 60-х годах была принята программа культурного строительства, согласно которой каждый город с населением более 100 тыс. жителей должен был располагать своим "культурным центром".

Значительные изменения в облик японских городов внесло развернувшееся в б0-х годах строительство высотных скоростных автомагистралей на опорах, вызванное катастрофической перегрузкой транспортной сети.

В конце б0-х годов благодаря применению новых строительных материалов и разработке достаточно надежных конструкций удалось превзойти прежний лимит высоты застройки. Самым высоким зданием в настоящее время является "Саншайн" (60 этажей).

Однако художественные достоинства и значительность работ японских зодчих не могут компенсировать отсутствия общей программы градостроительства в Японии. Застройка городов ведется бессистемно. Почти неразрешимой в условиях частной собственности на землю остается проблема жилищного строительства.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Научно-техническая революция в современной японской действительности породила разнообразные формы отчуждения духовного труда и подменила его производством всевозможных образцов, норм, моделей так называемой массовой культуры. Материальный прогресс производства оборачивается в современной Японии деградацией в развитии духовной культуры и сопровождается постоянным возникновением в ней разного рода аномалий, уродливых явлений, ненормальных процессов.

Уже в 60-х годах в Японии отчетливо проявилось стремление сделать культуру одной из отраслей бизнеса и воспитать потребительское отношение к ней в массах. В литературе небывалое распространение получили специальные журналы для развлекательного чтения. Преследуя коммерческие цели, крупные издательские компании способствуют созданию системы бестселлеров, при которой художественное произведение оценивается в зависимости от его коммерческого успеха, а последний, в свою очередь, в значительной степени зависит от рекламы.

Аналогичная ситуация наблюдается и в области кино. Общее повышение уровня потребления привело к увеличению многообразия "отраслей развлечения", что, наряду с конкуренцией с телевидением, привело к упадку кинематографии как области предпринимательства. В 60-е годы кино ведет отчаянную борьбу за досуг горожан. Его "соперниками" при этом выступают загородные прогулки, туризм, альпинизм, гольф и многое другое. Борьба кинопромышленности за выживание чаще всего ведется по линии удешевления производства фильмов и изменения их содержания. Крупным кинокомпаниям уже не до высокого искусства. На кинорынок выбрасывается продукция все более низкого качества. Предприниматели, специализирующиеся на выпуске массовой кинопродукции, стремятся воздейство-

вать на худшие инстинкты зрителя, угождать его низменным вкусам, щекотать нервы.

В 1966 году при министерстве просвещения было создано "Бюро по делам культуры", в 1968 году преобразовано в самостоятельное "Управление по делам культуры". Одна из важнейших задач Управления - сохранение традиционных видов японского искусства, их пропаганда среди населения и воспитание нового поколения художников и артистов, работающих в этих жанрах. В области театрального искусства важную роль в проведении официальной политики играет государственный театр "Кокурицо гэ-кидзе".

Реферат опубликован: 12/12/2006