Страница: 8/18
Поражение движения протеста против "договора безопасности" и кризисные явления в экономике Японии начала 70-х годов вызвали среди японской интеллигенции настроения апатии и разочарования, которые нашли отражение в литературе. Часть писателей отказалась от освещения больших социально-политических тем, замкнувшись в узком кругу повседневности. Эти писатели получили название "ушедшего в себя" ("интровертного") поколения (найко, сэ-дай). К ним относятся Сэндзи Курой (род.в 1932 г.), Есикити Фуруи ( род.в 1937 г.), Мэйсэй Гото (род.в 1932 г.), Акира Дбэ ( род.в 1934 г.) и др.
В конце 70-х годов на литературную арену вышли писатели "поколения молодых" ( ао-но сэдай ) - Рю Мураками (род.в 1952 г.), Масахиро Мита (род.в 1948г.). Кэндзи Накатами ( род. в 1946 г.) и др. Их творчество по-своему также отразило кризисную духовную обстановку Японии наших дней.
Особое место в современной японской литературе занимает тема рабочего класса.Пагубные последствия капиталистической рационализации показаны в романе Дзюндзи Киносита, (род. в 1914 г.) "Бесконечные рельсы" (1965г.). В произведениях Кисе Накадзато (род. в 1936 г.) затрагиваются проблемы классовой борьбы.
Прогрессивных писателей по-прежнему продолжает волновать тема войны., ее
неизжитые последствия. Таков роман Инэко Сата (род. в 1904 г.)" В тени деревьев (1972г.) и переведенные у нас "Реквием" ( 1972г.) Сидзуко Го (род.в 1929 г.) и "Остров мертвецов" (1974г.) Сэй Кубота (род. в 1921 г.). В прогрессивной литературе Японии отражается серьезное критическое отношение к действительности и истинно гуманистический взгляд на человека.
киноиссство
Японская кинематография в наши дни представляет собой заметное явление в мировом киноискусстве. По числу выпускаемых фильмов Япония со второй половины 50-х годов неизменно занимает одно из первых мест в мировой кинопромышленности. Максимальное число выпущенных художественных фильмов и функционирующих кинотеатров приходилось на I960 г.: соответственно 547 и 7457 ; максимальное число зрителей, посетивших кинотеатры (1130 млн.), было зарегистрировано в 1958 г. В последующие годы эти показатели стали неуклонно сокращаться.
До 1971 г. основная масса кинопродукции приходилась на долю так называемой "большой пятерки" - пяти крупнейших кинокомпаний: "Сетику", "Тохо", "Дайэй", "Тоэй" и "Никкацу". Активную и довольно успешную деятельность развернули в это время небольшие независимые кинокомпании, организованные звездами.
Японские фильмы разнообразны по тематике: экранизация литературных произведений и отдельных образцов театральной классики, воинственные самурайские фильмы, фильмы о современной молодежи, сентиментальные бытовые драмы, детективы, фильмы о насилии, монстрах и чудовищах. Особое место занимают прогрессивные кинокартины, выпускаемые демократическими объединениями, не зависимыми от крупного кинокапитала.
Лучшие японские фильмы приобрели широкую известность в мировой кинематографии. За 20 дет, начиная с 1951 г., они получили больше 150 премий на различных международных кинофестивалях, причем своим успехом они в значительной мере обязаны хорошей режиссуре.
Самый крупный из японских режиссеров, Акира Куросава, получил всемирное признание в 1951 г. после того, как его фильм "Расемон" получил Большой приз на Международном кинофестивале в Венеции. Различных международных премий были удостоены и многие из его последующих фильмов.
Много фильмов Япония ввозит из-за границы. Только за 10 лет (1946-1955) в стране демонстрировалось 1544 иностранных фильмов, из них 1105 американских. В Японии демонстрируются и пользуются большим успехом классические произведения советского кино - "Броненосец Потемкин" и "Александр Невский", а также новые советские фильмы, такие, как "Зеркало" Д. Тарковского, "Неоконченная пьеса для механического пианино" Н. Михалкова и др.
Прогрессивные деятели киноискусства послевоенной Японии организовали движение "независимых кинематографистов", представляющие собой исключительное явление в истории мирового кино. Они создали творческие объединения, которые при широкой материальной помощи зрителей выпустили несколько десятков серьезных реалистических фильмов, резко отличавшихся по проблематике и характеру от большей части коммерческой кинопродукции крупных фирм. Свободные
от финансовой зависимости и идеологического контроля крупного капитала, независимые объединения в трудных условиях создавали произведения, обращенные к народу, пронизанные духом гуманизма и демократии, например "А все-таки мы живем" ( реж. Тадаси Имаи )- о жизни рабочих-поденщиков, "Дети атомной бомбы" (реж. Канэто Синдо)- о трагедии атомной войны, "Завод рабов" (реж. Сацуо Ямамото)- о буднях рабочего движения послевоенной Японии.
Реферат опубликован: 12/12/2006