Страница: 33/35
ТИПОЛОГИЯ СТРАН, по уровню социально-экономического развития выделяют экономически развитые страны, к числу которых относится все страны Европы, Россия, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль. После распада СССР, Югославии, Чехословакии число таких стран заметно возросло. В этой группе по роли в экономике и мировой
политике выделяется семерка ведущих стран: США, Япония, ФРГ, Италия, Франция, Великобритания, Канада. Второй тип — развивающиеся страны, государства переходного типа, в которых общественно-экономические отношения находятся на стадии интенсивной трансформации. Они занимают более половины всей площади земной суши и объединяют 75% мирового населения. ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, комплекс отраслей горнодобывающей промышленности по добыче и переработке топливно-энергетиче-ского сырья. Т. п. прошла два этапа в своем развитии: угольный и нефтегазовый. В настоящее время представлена нефтяной, газовой и угольной отраслями.
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК), совокупность отраслей по добыче и обработке топлива (топливные), производству электроэнергии (электроэнергетика), транспортировке нефте- и газопродуктов и электроэнергии.
ТОРГОВЫЙ БАЛАНС, соотношение стоимости экспорта (вывоза товаров за рубеж) и импорта (ввоза товаров из-за рубежа). Если вывоз превышает ввоз — Т. б. активный, если наоборот — пассивный. Т. б. — важный показатель, характеризующий внешнюю торговлю наряду со структурой экспорта и импорта, которая зависит от природных условий и степени развития хозяйства в стране. Развитые страны ввозят в основном сырье, вывозят продукцию, изготовление которой требует высокой квалификации. Развивающиеся страны ввозят предметы потребления и машины, а вывозят сырье, обычно какого-то одного вида (например, нефть).
ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ, совокупность всех видов транспорта (кроме морского). Характеризуется густотой, длиной, пропускной способностью (максимально возможным количеством грузов, проходящих через данный участок за определенное время). В Т. с. входят транспортные магистрали — основные транспортные пути, имеющие большое значение в системе производственно-территориальных связей. Степень развития Т. с. характеризуется наличием транспортных узлов — пунктов, где сходятся линии нескольких видов транспорта (речной порт с подходящими к нему железными и шоссейными дорогами).
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, часть населения страны или региона, обладающая необходимым об' разовательным уровнем, физическим развитием и состоянием здоровья для работы в народном хозяйстве. В среднем в мире к экономически активному населению относят примерно 45% всего населения, или более 2 млрд человек. УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, производит добычу и обогащение угля. Основные угледобывающие страны — КНР, США, Россия, Польша, ФРГ, Австралия, ЮАР и др. На КНР, США, Россию приходится более \/2 всей мировой добычи угля (5 млрд т). В отличие от нефтяной промышленности среди главных угледобывающих стран преобладают развитые страны. На мировой рынок поступает г/10 добываемого угля. Международная торговля им осуществляется в основном морским путем.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть (Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия).
УРБАНИЗАЦИЯ, процесс роста городов л повышение удельного веса городского населения, а также возникновение все более сложных сетей и систем городов. Общие черты У.: 1 — быстрый рост городского населения; 2 — концентрация населения и хоз-ва в больших городах (городов-»миллионеров» уже более 200); 3 — «расползание» городов, расширение их территории. Для современной У. характерен переход от города к городским агломерациям — территориальным группировкам городских и сельских поселений, и мегалополисам — наиболее групным формам поселения, образующимся в результате срастания городских агломераций. Крупнейшие городские агломерации мира — вокруг Мехико, Токио, Сан-Паулу и Нью-Йорка (в каждой из них живут 16—20 млн человек). С урбанизацией связано 3/4 общего объема загрязнения окружающей среды. Несмотря на то, что города занимают всего 1% площади земной суши, в них концентрируются почти половина населения мира и основная часть производств. Особенно сильное воздействие на окружающую среду оказывают большие города и городские агломерации — шлейф загрязняющего и теплового воздействия прослеживается на расстоянии до 50 км.
Реферат опубликован: 28/12/2007