Страница: 3/14
Правительством было принято решение о переходе с 1 июля 1993 г. на продажу угольной продукции по свободным ценам. В III и IV кварталах 1993 г. свободные цены на уголь превысили действовавшие ранее оптовые цены в 6-9 раз с резкой дифференциацией по отдельным регионам.
Но в связи с продолжавшейся инфляцией и постепенным ростом затрат на добычу угля отрасль и при свободных ценах не возмещает затрат, необходимых для добычи угля, воспроизводство мощностей и решение социальных проблем. Остаются убыточными около 200 шахт и разрезов или 67% их общего количества.
Таким образом, государственная поддержка угольной промышленности остается сегодня и в обозримом будущем решающим фактором финансовой стабильности отрасли. Причем, зарубежный опыт свидетельствует, что процесс реструктуризации угольной промышленности не может быть не капиталоемким и быстрым и, по существу, невозможен без гарантированной государственной поддержки.
Кроме того программа реструктуризации отрасли должна руководствоваться уникальностью ситуации в угольной отрасли.
Во-первых, можно отметить специфику трудовых ресурсов, заключающуюся в том, что 30-40% трудящихся активного возраста готовы, несмотря на тяжелые и опасные условия труда, изменить место жительства с целью сохранения горняцкой профессии ввиду ее престижности и традиционно более высокого уровня оплаты труда. Ликвидация нерентабельных горных предприятий вызывала во всем мире социальные потрясения. Негативный опыт закрытия части угольных шахт России на первом этапе реструктуризации наглядно показал, что в короткие сроки и без создания надлежащих компенсирующих рабочих мест и организованного переселения трудовых ресурсов эту задачу решить нельзя.
Во-вторых, характерной особенностью горнопромышленных территорий является крайне низкий уровень предпринимательской активности населения, измеряемой числом занятых в малом и среднем бизнесе к общему числу трудящихся в регионе. Если в крупных городах это соотношение достигает 25-30%, то в горнопромышленных поселениях оно, как правило, не превышает 5-7%. Это объясняется особым, сформировавшимся за десятилетия, менталитетом местного населения, которое привыкло работать на крупном промышленном предприятии. Такая работа гарантировала им уверенность в завтрашнем дне и определенные социальные условия (в том числе оплату труда, обеспечение жильем, местами в детских дошкольных учреждениях и т.п.).
В-третьих, на большинстве территорий социально-экономическая ситуация осложняется высокой долей пенсионеров, часто доходящей до 40-50% местного населения, что обусловлено льготными условиями выхода горняков на пенсию.
В-четвертых, необходимо иметь ввиду крайне низкий уровень развития социальной инфраструктуры. Если в аналогичных поселениях горнодобывающих стран запада (США, Швеции, Канады и др.) в социальной сфере занято 60-70% трудящихся, а в производственной - 30-40%, то у нас это соотношение имеет обратное значение, причем за годы реформ оно практически не изменилось.
В-пятых, характерной особенностью горнопромышленных регионов является градообразующий характер горнодобывающих предприятий. Так, удельный вес населения занятого на них часто составляет от 30 до 60% трудоспособного населения, а поступления от них в местный бюджет - 70-90% всех поступлений, что усиливает зависимость социально-экономической ситуации на территории от финансово-экономического положения градообразующих предприятий.
Пожалуй, все помнят забастовки шахтеров у стен «Белого Дома» в 1994‑6 году, заставившие всю страну задуматься над результативностью таких мер, как забастовки и заставившие правительство по-новому взглянуть на шахтеров с их проблемами. Эти забастовки были вызваны той тяжелейшей ситуацией, которая сложилась в угольной отрасли.
Реферат опубликован: 16/10/2008