Страница: 6/10
Металлургия
Резкий подъем по всему миру испытывает сталелитейная промышленность. В 2000 году мировой выпуск стали достиг 800 млн. тонн против 780 млн. тонн в 1999 году. Почти 20% из этого объема производится в странах ЕС. Немецкие фирмы в последние годы смогли увеличить свою производительность и достигли лидирующего положения в Европе, производя 390 тонн каждые 1000 рабочих часов (на втором месте Италия с 375 тоннами). Вместе с тем на рынке постоянно появляются новые производители, и странам ЕС приходится проводить структурные корректировки отрасли, концентрируясь на производстве высококачественной продукции с высоким уровнем добавочной стоимости и на специализированной продукции.
После трудного для отрасли 1999 года металлургия имеет четкую тенденцию к увеличению объемов сбыта, особенно растет экспорт стали. Потребление продукции отрасли в 2000 году превзошло уровень 1999 года: возрос как внутренний спрос (+15,8%), так и внешний (+9,7%), что вылилось в рост цен производителей на 11,5%. Основа успеха в металлургии в динамичном развитии других отраслей немецкой промышленности. Высокий уровень активности имеют автомобильная промышленность, которая поглощает примерно 25% выпуска сталелитейной продукции, машиностроение (10%), электротехника (5%). Развитию отрасли также способствует оживление деловой активности на рынках Азии, Южной Америки, Восточной Европы, а также рост инвестиционных вложений в зону евро. В результате воздействия этих факторов выпуск стали в Германии возрастает на 8% в 2000 году и на 2% в 2001 году.
Международная конкуренция заставляет немецких производителей усиливать концентрацию производства для более эффективного использования производственных мощностей и дальнейшего повышения производительности. Уже сегодня 60% стали, производимой в Европе, изготавливается 5 основными концернами. Такая структурная организация позволяет европейцам конкурировать с Китаем, США, Японией, Южной Кореей. Логика развития отрасли позволяет сделать вывод, что дальнейшее усиление позиций немецких производителей на мировых рынках возможно за счет стратегических альянсов и слияния корпораций.
Машиностроение
Германия - главный производитель продукции машиностроения и ведущий экспортер машин и оборудования среди стран ЕС. Во многих секторах машиностроения ФРГ является несомненным технологическим лидером, специализируясь на высококачественных товарах. У немецких товаров хорошая репутация по всему миру, что стимулирует экспорт в Великобританию и США, поддерживает внутренний спрос.
Устойчивый рост практически во всех секторах машиностроения наблюдается с середины 1999 года. Во многом это достигнуто за счет оптимизации использования производственных мощностей (88,8%). Стабильная внешняя обстановка позволила Германии достичь лидирующих позиций на мировых рынках. Так, например, экспортный коэффициент полиграфических и бумагопроизводящих машин и механизмов составил в 2000 году 0,85, а его доля в мировом экспорте - 40%. За Германией на значительном расстоянии следуют: США (28%), Япония (10,1%), Швейцария (9,9%), Великобритания (8%). Немецкие производители текстильных машин и механизмов также являются ведущими экспортерами с экспортным коэффициентом свыше 0,9. Это же можно отнести и к производителям транспортного оборудования и станков. В 1999 году Германия произвела 21,5% мирового выпуска станков, уступив только Японии (22,4%).
Динамичное развитие экспорта немецкого машиностроения обусловлено, по нашему мнению, прежде всего насыщенностью внутреннего рынка. Немецкие домохозяйства хорошо оснащены бытовыми приборами, а предприятия обладают преимущественно новым оборудованием с длительным периодом амортизации.
Очевидно, что рост инвестиций в зону ЕВС будет способствовать увеличению спроса на немецкие машины и оборудование. Уровень экспорта в страны, находящиеся за пределами зоны евро, предполагает, что немецкое машиностроение получило в 2000 году существенные выгоды от конкурентоспособных цен в результате снижения курса евро по отношению к доллару, иене и фунту стерлингов.
Таким образом, на основании анализа хозяйственных результатов деятельности промышленности Германии за последние годы, мы приходим к выводу, что усиление глобализации стимулирует поиск новых вариантов выгодного сотрудничества на внешних рынках, содействует диверсификации внешнеэкономических отношений. Немецкие корпорации активно пользуются возможностями развивающихся рынков стран с переходной экономикой, вынося в эти регионы значительную долю производственного цикла.
Таблица 3
Промышленность Германии: выпуск продукции по отраслям в 1999-2001 гг. (% изменение по годам)
Отрасль
Изменение объемов выпуска
Цены производителей
Занятость
1999
2000
2001
2000
2001
2000
2001
Добывающая промышленность
-1,3
-5,0
-3,5
6,5
-2,5
-6,8
-6,0
Обрабатывающая промышленность
1,7
6,0
Реферат опубликован: 12/09/2007