Страница: 8/12
АПК ВВЭР располагает значительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6% валовой продукции сельского хозяйства России. Регион специализируется на молочно-мясном животноводстве, зерновом растениеводстве, картофеле- и льноводстве, производстве технических культур.
Среди зерновых преобладают озимая и яровая пшеница, рожь. Фуражные культуры представлены ячменем и овсом. Из технических культур главной является лен-долгунец( Нижегородская, Кировская области). Кроме того, в районе выращиваются хмель (Чувашия), конопля (Мордовия), на юге – сахарная свекла. Вокруг крупных городов созданы овощеводческие зоны.
Животноводство широко представлено в районе. Оно развивается на базе естественных кормовых угодий и посевов кормовых культур. В Заволжье и в пригородах преобладает молочно-мясное направление, в Правобережье – мясо-молочное в сочетании со свиноводством.
ЦЧЭР относится к основным сельскохозяйственным районам страны. В районе производится 10% зерна и картофеля, 20% подсолнечника, 50% сахарной свеклы России. Из зерновых культур – озимая пшеница, озимая рожь. В районе также возделываются просо, гречиха, кукуруза. Главные производственные культуры — озимая пшеница и рожь. В Курской области преобладают посевы ржи, в остальных — пшеницы. Обширные площади занимают просо и гречиха.
Важнейшей технической культурой страны в целом и района в отдельности является сахарная свекла. Для выращивания этой культуры район располагает весьма благоприятными почвенно-климатическими условиями. На выращивании ее специализируются многие хозяйства района, особенно в Курской, Липецкой, Белгородской, Воронежской областях. Вторая по значению техническая культура ЦЧЭР — подсолнечник. Основные посевы подсолнечника размещаются в Воронежской, значительные — в Белгородской и на юге Тамбовской областей. Из других технических культур выращиваются: в Курской области конопля, в Тамбовской и Липецкой — конопля и махорка, в Воронежской и Белгородской — эфиромасличные (анис и кориандр).
Обширные площади заняты картофелем и овощами, выращиваемыми повсюду. Картофель используется здесь не только в качестве пищевого продукта, но идет на корм скоту и для переработки на крахмал и спирт. Во всех областях ЦЧЭР большое развитие получило садоводство. По площади садово-ягодных насаждений район занимает в России 3-е место.
Животноводство представлено в ЦЧЭР скотоводством молочно-мясного направления, свиноводством и птицеводством. По производству мяса и молока на душу населения район значительно превосходит средне российские показатели и вывозит эту продукцию на межрегиональный рынок. Из-за недостатка сенокосов и пастбищ как следствия высокой распаханности большое значение в формировании кормовой базы имеют полевое кормопроизводство и отходы пищевой промышленности.
Транспортный комплекс. Северно-Западный район располагает развитой транспортной системой. Наиболее важен морской транспорт в развитии России со странами Балтии, Европы и Америки. Перспективы развития морского транспорта связаны с расширением портов в Санкт-Петербурге, Выборге и Высоцке и строительством новых в устье р. Луги и вблизи г. Ломоносова. Сложившиеся Волго-Балтийская и Мариинская речные системы соединили Северо-Запад с Центральным, Волго-Вятским, Поволжским и Уральским районами.
Основная перевозка грузов и пассажиров приходятся на железнодорожный вид транспорта. Крупным железнодорожным узлом выступает Санкт-Петербург. Железнодорожные магистрали обеспечивают устойчивые связи района не только с европейскими районами страны и Уралом, Калининградом, но и странами ближнего и дальнего зарубежья. В районе развит автотранспорт. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в районе в 5 раз превышает средние показатели по стране. Автомобильные дороги соединили Санкт-Петербург соседними районами, странами Балтии и Европы.
ВВЭР располагает всеми видами транспорта – железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех. Через территорию района проходят магистральные железнодорожные линии Москва – Н. Новгород – Киров – Пермь; Москва – Арзамас – Казань; Н. Новгород – Саранск – Пенза; Санкт-Петербург – Котельнич – Киров – Пермь. По густоте железнодорожной сети особенно выделяются Нижегородская область, Мордовская и Чувашская республики.
Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт, в том числе современная шоссейная магистраль Москва – Н. Новгород. Однако в сельской местности протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием недостаточная.
Все большее место в грузообороте района занимает трубопроводный транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска до Нижнего Новгорода, по которым поступает поволжская и сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.
Реферат опубликован: 12/08/2007