Страница: 9/12
Строительство ведется в условиях многолетней мерзлоты, обширных болот, сильнейших зимних морозов.
Северные территории макрорегиона чрезвычайно богаты природными ресурсами, но здесь легкоранима природа. На азиатском Севере концентрируется более 3/4 энергетических ресурсов страны, запасов спелой древесины, водных (и гидроэнергетических) ресурсов, преобладающая доля цв. и редких металлов, запасы хим. сырья.
Население. За последнее столетие население Восточной зоны быстро росло как абсолютно, так и относительно (т.е. в сравнении с населением страны): в 1897г. - менее 6млн. человек, в 1926г. - 12,3млн. человек, в 1990г. - 32,3млн. человек. Средняя плотность населения крайне низка. Население концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской ж/д магистрали. В то же время темпы заселения были высоки, особенно в зоне Севера. Например, если в 1925г. в Ханты-Мансийском а.о. проживало около 40тыс. человек, то в 1990г. — более 1,3млн. человек.
В Восточном макрорегионе резко преобладает городское население, составляя в целом 74%; при этом на Дальнем Востоке оно достигает наивысшего уровня — 76%.
В настоящее время здесь расположено около 230 городов и более 600 поселков городского типа — одно-функциональных поселений, связанных в основном с добычей природных ресурсов. Это также отражает его специфику.
На Востоке есть города-«миллионеры» (Новосибирск — более 1,4 млн. человек и Омск — более 1,2млн. человек).
Роль Восточного макрорегиона в экономике России постоянно возрастает.
Хозяйство. Восточный макрорегион — главная топливно-энергетическая база страны, основной производитель алюминия, поставщик руд цв. металлов, рыбы и лесопродуктов. В перспективе добыча ресурсов не будет возрастать. Она должна сопровождаться их глубокой комплексной переработкой. Здесь в перспективе должны динамично развиваться энергоемкие и малотрудоемкие отрасли машиностроения при глубокой конверсии оборонных предприятий.
Восточный макрорегион при его громадной территории слабо обеспечен транспортом. Поэтому именно здесь осуществлялось крупное транспортное строительство (БАМ, дороги на западносибирский Север, Амуро-Якутская магистраль — АЯМ и др.).
Современное геополитическое и экон.-геогр. положение России, усложнение связей через порты Балтийского и Черного морей, ставшие портами независимых государств, увеличивают значение портов Дальнего Востока. Возрастание роли стран Азиатско-Тихоокеанского региона для внешнеэкономических связей России еще более усиливает их значение.
При дальнейшем развитии экономики, учитывающем интересы охраны природы, формировании новых ТПК в Восточной зоне требуется опережающее развитие транспорта, соц. сферы, а также научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке на основе крупных академических центров — Новосибирска, Томска, Красноярска, Иркутска, Владивостока, Хабаровска, а также конверсии научных центров оборонного профиля.
В Восточной зоне три р-на: Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Все они различаются масштабами и степенью заселенности, а также освоенности территории.
Территория и население районов Восточного макрорегиона
Крупные районы |
Территория, млн. км2 |
Население, млн. чел (1993г) |
Доля городского населения, % |
Плотность населения, чел./км2 |
Западно-Сибирский |
2,4 |
15,2 |
73 |
6,2 |
Восточно-Сибирский |
4,1 |
9,2 |
72 |
2,2 |
Дальневосточный |
6,2 |
7,9 |
76 |
1,3 |
Восточная зона |
12,7 |
32,3 |
73,2 |
2,5 |
Реферат опубликован: 5/11/2007