Страница: 5/8
Сохраняющийся государственный сектор занижает базовые, инфраструктурные и отрасли обрабатывающей промышленности. В нем обеспечивается 70% производства энергии, он включает около 60% транспорта и связи, свыше 80% авиакосмической промышленности, дает 40% автомобилей и так далее. Государственный сектор является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством.
Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальные органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ.
Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между' Францией и другими ведущими странами.
Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.
Правительство сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 70-х гг.
Промышленность.
Под влиянием НТР происходят существенные изменения в отраслевой структуре хозяйства. Сократилось значение промышленности, на долю которой приходится 26,7% ВВП (1980 г.— 32%). В промышленном производстве выросла доля продукции машиностроения (до 31%), главным образом за счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот структурный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически свертыванием производства в традиционных отраслях. Однако во Франции остается еще довольно высоким удельный вес «старых» производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны аналогичной продукции некоторых западных и особенно «новых индустриальных стран». Большое место занимает пищевая промышленность (12%). Такую долю имеет только Великобритания.
По доле продукции отраслей машиностроения в промышленном производстве Франция отстает от ведущих стран. Наибольшее отставание отмечается в отраслях, являющихся носителями НТП и обеспечивающих модернизацию производственного аппарата на базе новейшей техники. Это прежде всего в производстве станков, ряде отраслей промышленной электроники и средств информатики, микроэлектронной техники. На Францию приходится только 8,9% совокупного производства товаров передовой технологии одиннадцати наиболее развитых стран (ФРГ — 11%, Великобритании — 7,8%). Она значительно отстает от ведущих стран в производстве металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования, уступая ФРГ и Японии по общему объему примерно в 8 раз. Производственная структура станкостроения характеризуется относительно низкой долей прогрессивных видов металлообрабатывающего оборудования.
Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение (12%) и транспортное (10%). Автомобильная промышленность является одной из основ национальной промышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании — частная «Пежо-Ситроен» и государственная «Рено» обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей. Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций. Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект «Арианспейс» обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка.
Реферат опубликован: 19/09/2008