Франция

Страница: 5/8

Сохраняющийся государственный сектор занижает базовые, инф­раструктурные и отрасли обрабатывающей промышленности. В нем обеспечивается 70% производства энергии, он включает около 60% транспорта и связи, свыше 80% авиакосмической промышленности, дает 40% автомобилей и так далее. Государственный сектор является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством.

Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью бы­ли созданы официальные органы, среди которых выделяется Комисса­риат плана. Разработанные планы ориентировали французскую эконо­мику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиле­ние научно-исследовательских работ.

Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на на­учно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между' Фран­цией и другими ведущими странами.

Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правитель­ства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с со­зданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразо­вания, проведение системы налогообложения и социального обеспече­ния в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обыч­но она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

Правительство сократило государственное регулирование экономи­ки и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валют­ный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льго­ты компаниям. Одним из краеугольных камней экономической поли­тики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 70-х гг.

Промышленность.

Под влиянием НТР происходят существенные изменения в отрас­левой структуре хозяйства. Сократилось значение промышленности, на долю которой приходится 26,7% ВВП (1980 г.— 32%). В промыш­ленном производстве выросла доля продукции машиностроения (до 31%), главным образом за счет прироста в электротехнической и элек­тронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот струк­турный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически сверты­ванием производства в традиционных отраслях. Однако во Франции остается еще довольно высоким удельный вес «старых» производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны аналогичной продукции некоторых западных и особенно «но­вых индустриальных стран». Большое место занимает пищевая про­мышленность (12%). Такую долю имеет только Великобритания.

По доле продукции отраслей машиностроения в промышленном производстве Франция отстает от ведущих стран. Наибольшее отстава­ние отмечается в отраслях, являющихся носителями НТП и обеспечи­вающих модернизацию производственного аппарата на базе новейшей техники. Это прежде всего в производстве станков, ряде отраслей промышленной электроники и средств информатики, микроэлектронной техники. На Францию приходится только 8,9% совокупного производ­ства товаров передовой технологии одиннадцати наиболее развитых стран (ФРГ — 11%, Великобритании — 7,8%). Она значительно отстает от ведущих стран в производстве металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования, уступая ФРГ и Японии по общему объему примерно в 8 раз. Производственная структура станкостроения харак­теризуется относительно низкой долей прогрессивных видов металло­обрабатывающего оборудования.

Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение (12%) и транспортное (10%). Автомобиль­ная промышленность является одной из основ национальной про­мышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании — частная «Пежо-Ситроен» и государственная «Рено» обеспечивают соответствен­но 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей. Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций. Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект «Арианспейс» обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка.

Реферат опубликован: 19/09/2008