Страница: 10/13
Юридическим лицам и гражданам РМ были обменены, включая вклады в банках, на НМ в соответствии с количеством возвращенных денег и размером вклада в финансовых учреждениях – так называемые старые долговые иски.
Сразу после реформы принимается закон о блокированных вкладах, «заморозивший» еще 70 % вкладов на этих счетах. Окончательное соотношение между РМ и НМ составило 6,50 НМ за каждые 100 РМ.
Денежное обращение регулировалось следующим образом:
физическим лицам выделялось по 60 НМ на каждое лицо в соотношении 1:1;
юридическим лицам, предпринимателям и представителям свободных профессий выделялись денежные средства на коммерцию, размер которых определялся количеством работников: из расчета 60 НМ на каждого из них;
по отношению к тем, у кого старые долговые иски были низкими, действовали особые правила, учитывающие социальное положение;
старые долговые иски региональных организаций (железных дорог, почтовых отделений, финансовых учреждений) не обменивались, а были просто упразднены. Земли ФРГ и муниципалитеты получали деньги из расчета их среднемесячного дохода за последние 6 месяцев, предшествующих реформе, а железные дороги и почтовые отделения – в размере 50 % ежемесячных доходов. Для финансирования учреждений действовал особый метод покрытия общих обязательств: все обязательства в РМ были обменены на НМ в соотношении 10:1;
наконец, для снятия социальной напряженности такие регулярно повторяющиеся операции, как заработная плата, плата за квартиру, различного вида пособия, в том числе по социальному страхованию, были пересчитаны в соотношении 1:1.
Актив финансовых учреждений (в отличие от небанковских организаций) не был пересчитан в НМ. Вместо этого банки получили запись в кредит в кредит счета Земельного центрального банка, соответствующего определенному проценту общего объема их обязательств, возникших после пересчета на НМ.
Важнейший результат денежно-валютной реформы - установление фиксированного курса НМ по отношению к доллару США. Для того чтобы привлечь в экономику страны свободный капитал, 19 сентября 1949 года была проведена девальвация марки на 20 % с одновременным установлением нового паритета к американскому доллару, равного 4,2 НМ.
Либерализация внешней торговли привела к столь значительному росту импорта, что, несмотря на увеличение экспорта, баланс внешней торговли оказался пассивным. Существенно важным моментом явилось то, что ввозимые товары предназначались не столько для удовлетворения растущего потребления, сколько для изготовления наукоемких и высокотехничных товаров, которые впоследствии снова экспортировались. Именно таким способом ФРГ удалось укрепить свое положение как независимого государства на мировом рынке, даже несмотря на девальвацию марки.
Одновременно импорт снизился до политически допустимых пределов. Наряду с этим, разрабатывается положение о лицензиях – разрешениях на ввоз – и устанавливается требование депонировать наличными деньгами в НМ сумму в размере 50 % эквивалента иностранной валюты, затребованной для импортных операций. Право на выдачу импортных лицензий изымается из компетенции частных банков для финансирования внешней торговли и передается центральным банкам федеральных земель. Тесное взаимодействие между промышленностью, торговлей и профсоюзами, возникает путем заключения свободных соглашений, и организуемый серийный выпуск товаров массового спроса. Таким образом обеспечивалось потребление в условиях минимальной покупательной способности при отсутствии функционирования рынка в полную силу.
Начинают постепенно шаг за шагом функционировать оптовые рынки, формироваться система связей и контактов между коммерческими отделами частных фирм, что обеспечивает более тесное взаимодействие производителей с поставщиками и с розничной торговлей.
Результаты такой политики проявились довольно быстро. Через полгода – в конце 1948 года – рост цен приостановился и стал даже снижаться при одновременном улучшении качества продукции. Произошло выравнивание спроса и предложения.
Реферат опубликован: 21/01/2007