Страница: 5/13
За пятидесятилетний период осуществления принципов социального рыночного хозяйства экономика ФРГ четырежды переживала спад. Первый кризис в 1966-1967 гг. и одновременно структурный кризис, который поразил ряд традиционных отраслей западногерманской экономики. Следствием стала смена неолиберальной политики неокейнсианством.
70-е гг. вошли в историю ФРГ как период валютных потрясений, высоких темпов инфляции и феномена стагфляции. Кризис перепроизводства 1974 - 1975 гг., наиболее глубокий в истории ФРГ, поразил все отрасли западногерманской экономики, вызвал сокращение ВВП на 5 %, промышленного производства на 12 %, внутренних частных инвестиций на 18,5.
В 1980-1982 гг. экономика ФРГ испытала третий экономический кризис, в ходе которого наиболее ярко проявилось переплетение циклического перенакопления капитала с долгосрочными факторами ухудшения условий воспроизводства. Все это означало кризис хозяйственного механизма, основанного на кейнсианских рекомендациях. Он обусловил смену правительства, был осуществлен новый поворот в экономической политике. Однако если в США и Великобритании в это время утвердилась неоконсервативная (либеральная) модель экономики, то в ФРГ - ее «смягченный» вариант.
Одной из важных составляющих нового экономического курса стала кампания приватизации государственного сектора. Она рассматривалась как важный фактор укрепления рыночных сил, способ решения проблем занятости, экономического роста и упорядочения государственных финансов. Благодаря новой политике удалось добиться снижения доли государства в ВВП, сократить бюджетный дефицит, снизить уровень инфляции, добиться умеренных темпов экономического роста.
Важной частью неоконсервативной политики государства в 80-е гг. стала налоговая реформа. В ходе ее реализации были снижены прямые налоги на прибыль компаний и на доходы граждан, зато косвенные налоги возросли.
С кризисом 1992-1993 гг., одним из самых глубоких за послевоенную историю страны кризисов, объединенная Германия справилась. Этот кризис выявил проблемные сферы, где определенные элементы концепции СРХ требуют своего реформирования.
Когда в 1990 г. состоялось объединение Германии, Западная Германия встретила его хорошо подготовленной в экономическом и финансовом отношении. В новых федеральных землях удалось за сравнительно короткий срок решить многие задачи экономической трансформации, преодолеть экономический спад и выйти на стабильный экономический рост. В то же время резкость преобразований обусловила и множество проблем, особенно социальных. Процесс трансформации экономики Восточной Германии идет с немалыми трудностями. Проблема заключается в обеспечении там самоподдерживающегося роста, что делает необходимым, прежде всего повышение конкурентоспособности восточногерманских предприятий путем снижения издержек на заработную плату на единицу продукции и стимулирования инновационной деятельности.
Государство оказывает существенную поддержку малому бизнесу. Ее цель - уменьшить отрицательный эффект от конкуренции с крупными производителями, выигрывающими на эффекте от масштаба, а также помочь мелким и средним фирмам в преодолении хозяйственных трудностей. Государственная поддержка малому бизнесу направлена на мобилизацию его собственных резервов в целях повышения его эффективности конкурентоспособности и выражается в законодательном обеспечении деятельности таких фирм, системе льготного кредитования и налогообложения, прямом бюджетном финансировании, размещении государственных заказов, информационном, маркетинговом и кадровом обеспечении деятельности малых предприятий. Кроме того, в Германии существует также система поддержки малого бизнеса в инновационной сфере. Для германской экономики было и остается типичным сбалансированное сочетание крупных производителей - многоотраслевых концернов, таких как "Крупп", "Даймлер-Бенц", "Байер", "Маннесманн", "Тиссен" и др. - и мелких и средних предприятий. Крупных фирм в стране насчитывается немного, но их экономическая роль огромна. Они олицетворяют крупный капитал, под влиянием которого формируются основные пропорции в экономике, и являются гарантами стабильности, надежности, рентабельности хозяйства Германии.
Реферат опубликован: 21/01/2007