Страница: 3/5
География промышленности и сельского хозяйства.
Германия – страна современной высокоразвитой индустрии. Промышленность даёт более половины валового национального продукта, от неё зависит экономическое положение страны. Промышленность даёт более половины валового национального продукта, от неё зависит экономическое положение страны. Заводы и фабрики есть в ФРГ повсюду.
Научно – техническая революция усилила концентрацию производства: выживали в конкурентной борьбе лишь сильнейшие монополии. Четыре концерна – Тиссена, Гёша, Круппа и “Зальцгиттер АГ” - контролируют ныне 9/10 оборота чёрной металлургии. “Большая четвёрка в автомобилестроении (“Фольксваген”, “Даймлер – Бенц”, “Опель” и “Форд”) даёт около 9/10 автомашин. И так во всём: 15 концернов универмагов контролируют 1/3 всего оборота торговли. Семь монополий пищевой промышленности оставили своим конкурентам на рынке “мини – часть”, равную 7 %.
Научно – техническая революция изменила многое в снабжении ФРГ сырьём, а значит, в размещении промышленности. Импортные нефть и газ потеснили местный уголь; вместо местной руды начался массовый импорт более качественной заморской руды из Либерии и Бразилии. Близость к углю, Руру раньше была чуть ли не важнейшим фактором размещения производства. Сегодня условия снабжения топливом изменились, уголь уже не главный вид топлива; вся территория страны пересечена нефтепроводами. Для развития промышленности стало важным близость к путям доставки сырья и топлива извне. Индустрия в последние годы двигалась к морю, навстречу потокам импортного сырья, и в сельскую местность – в поисках наиболее дешёвой рабочей силы. На размещение промышленности стало создание новых центров науки и образования, к которым тяготеют новейшие отрасли.
Большое изменение претерпело топливно-энергетическое хозяйство. Если раньше топливной базой в ФРГ служил уголь, то в настоящее время свыше половины всего перерабатываемого топлива составляет нефть. Более чем на 9/10 это импортная нефть из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран Свои источники газа в ФРГ также невелики – лишь в районе Эсланда на северо – западе. Резко сократилась в ФРГ добыча каменного угля. Довольно стабильной остаётся добыча бурого угля. Бурый уголь имеет надёжных потребителей – электростанции и брикетные фабрики, а главное, это самый дешёвый вид топлива в ФРГ. Основная часть его добывается в четырёх карьерах Нижнерейнского (Кёльнского) бассейна. Добыча ведётся открытым способом и полностью механизирована.
Каменный и бурый уголь – основа электроэнергетики Рейнско-Рурского района, на который приходится около половины всех мощностей электростанций. Линии электропередач идут отсюда во все концы страны. Только в Баварии работают гидроэлектростанции на альпийских реках – Инне и других притоках Дуная. Перспективы электроэнергетики – в строительстве атомных электростанций. Атомная энергетика – типичный пример отрасли, созданной государством.
Сложны в настоящее время проблемы чёрной металлургии. Её производственная база перестроена: господствующим стал кислородно-конверторный способ плавки стали. Выросло производство электростали, идут работы по прямому восстановлению металла из руды. Однако размещение металлургических заводов в основном в Руре и Сааре при огромном импорте руды стало маловыгодным. С чёрной металлургией связаны старые, наиболее металлоёмкие отрасли машиностроения. Производство оборудования для шахт рудников, для самих же металлургических заводов сосредоточено в Руре, здесь же и в Баден-Вюртемберге делают станки. В Зальцгиттере строят вагоны, производят оборудование для химических заводов.
Новые отрасли машиностроения, такие как автомобилестроение, в меньшей степени зависят от очагов металлургии. По всей территории расположены автомобильные центры либо их филиалы.
На одном из первых мест в мир находится германское судостроение. Оно выпускает и крупные танкеры, и контейнеровозы, и целые рыболовные флотилии, и так называемые, рейнские суда для внутренних путей. Главные судоверфи расположены в Гамбурге и Киле.
Реферат опубликован: 7/04/2007