Страница: 7/11
За 1998 год число крестьянских (фермерских) хозяйств выросло с 1330 до 1761. Доля индивидуального мелкотоварного сектора в производстве продукции сельского хозяйства увеличилась за последние 5 лет на 10% и составила в 1998 году 38 %.
Таким образом, в ходе аграрной реформы формируется конкурентная среда в сельском хозяйстве.
Одновременно в целях поддержки товаропроизводителей и улучшения продовольственного обеспечения населения приняты меры по государственному регулированию взаимоотношений с перерабатывающими предприятиями, торговлей через установление нормативов по регулированию затрат и торговых наценок, что дало возможность сдерживать рост розничных цен на продукцию и получить излишки по ряду основных продуктов питания.
Негативные тенденции в АПК, вызываемые диспаритетом цен, снижением уровня бюджетного финансирования и инвестиций, преодолеваются при государственной поддержке. За счет бюджета и целевых бюджетных фондов финансируются “узловые точки”, осуществляется поддержка сельхозтоваропроизводителей, создается основа для производства конкурентоспособной продукции, улучшается социальная сфера (строительство школ, дорог, газификация районов республики и т.д.). К приоритетным задачам относятся:
- использование минеральных удобрений и средств защиты растений;
- коренное улучшение земель;
- развитие племенного дела и элитное семеноводство;
- внедрение новых технологий;
- создание лизингового фонда.
В развитии производства сельскохозяйственной продукции (сахарная свекла, картофель, кукуруза) республика в течение последних лет сотрудничала с фирмами “Сюкден Технологии” (Франция), “БМА” (Германия), “Петроплюс Инжиниринг” (Нидерланды), “Пионер” (США) и рядом других. Реализация отдельных проектов осуществляется в рамках кредитных линий и инвестиционных программ.
По основным показателям развития АПК республики занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации. Особенно заметны успехи в производстве зерна. За 1994-1998 гг. урожайность зерновых в Татарстане составила 24,8 ц/га, рост на 5,9 ц/га или 31%. Соответствующие показатели по России: снижение валового сбора на 39%, урожайности – на 13%. Поэтому даже в условиях обвала продовольственного рынка России и засухи 1998 г. население республики бесперебойно снабжалось продуктами питания.
В агропромышленном комплексе республики действуют:
38 предприятий молочной промышленности;
10 мясокомбинатов;
3 сахарных завода;
16 спиртовых и ликеро-водочных заводов.
Сельское хозяйство республики обслуживает 66 АО “Сельхозтехника”, 54 АО “Агрохимсервис” и 43 агроснабов районов.
Основными направлениями аграрной политики в республике являются:
- расширение необходимой правовой базы для регулирования земельных отношений,
- включая частную собственность на землю с правом купли и продажи;
- формирование класса крупных собственников и многоукладной экономики;
- внедрение прогрессивных технологий;
- интеграция товаропроизводителей с предприятиями переработки и торговли;
- развитие рыночной инфраструктуры и подготовка кадров для работы в новых условиях.
В таблице 5 приведены расчёты коэффициентов специализации Татарстана в рамках Поволжского экономического района, выполненные в целях выявления объёма и структуры сельскохозяйственного производства:
где F - доля продукции Татарстана к общему производству в районе, %; P - доля населения Татарстана к общей численности населения в районе, %.
Из таблицы видно, что главной отраслью специализации республики является производство сахарной свеклы. Татарстан также специализируется в производстве зерна, картофеля, мяса, молока и яиц. Значимость агропромышленного комплекса Татарстана в районе очень высока.
Раздел 5. Транспортный комплекс Татарстана.
С одной стороны, комплекс является самостоятельным материальным производством, а с другой, входит в состав инфраструктуры, обеспечивающей развитие других производственных отраслей. Принадлежность к отраслям материального производства и связующая роль в межотраслевом и территориальном разделении труда определяют народнохозяйственное значение транспорта, поэтому сочетание и взаимодополнение различных видов транспорта - одно из условий формирования транспортной системы.
Реферат опубликован: 19/03/2008