Страница: 13/14
В предкризисный период государство (бюджет и внебюджетные фонды) оставалось основным субъектом финансирования важнейших социальных отраслей. Его доля в обеспечении расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение составляла 60-80%.
Это позволило существенно снизить экономическую нагрузку на доходы населения прежде всего в "зоне бедности". Домашние хозяйства покрывали менее 30% текущих расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и 10-12% на услуги образования и здравоохранения. Социальные услуги, финансируемые государством, в 1996-1997 гг. составляли 21-22% по отношению к доходам населения - даже больше, чем в дореформенный период.
8.1.6. Направления кризисных воздействий.
Кризис 1998 г. воздействовал на модель благосостояния по трем основным направлениям.
Первое. Существенно ухудшилось положение российского среднего класса. По сравнению с до кризисным периодом доля денежных доходов верхнего слоя ("зоны обеспеченности") в общем объеме доходов населения снизилась с 47 до 42%. Численность среднего класса сократилась на четверть - до 15% населения (20-22 млн. человек). Снижение уровня жизни представителей российского среднего класса проявилось также в ухудшении качества ресурсного наполнения потребительского спроса из-за "вымывания" импорта (доля импорта в ресурсах товарооборота сократилась с 47% в первом полугодии 1998 г. до 29-33% в I-III кварталах 1999 г.).
Наиболее сильно пострадали высокооплачиваемые наемные работники и мелкие предприниматели. Согласно социологическим обследованиям, средний бюджет семьи представителей малого бизнеса до и после кризиса составил соответственно 900 и 340 долл. В то же время, как отмечалось выше, уровень предпринимательского дохода в среднем сократился значительно меньше, чем другие элементы доходов - оплата труда и социальные трансферты.
Второе. Расширилась "зона бедности", в положении малообеспеченных возникли качественно новые негативные моменты.
В результате финансового кризиса за чертой прожиточного минимума оказалась примерно половина населения. Масштабы распространения бедности расширились на 10-15 млн. человек и достигли 70-75 млн. человек (1999 г.), из них на грани нищеты оказались 20-25 млн. человек. Одновременно с расширением масштабов бедности произошел ряд существенных изменений в экономическом положении малообеспеченных.
Прежде всего уменьшились среднедушевые доходы - с 70% стоимости прожиточного минимума до 50-55% (1999 г.). Это закономерно привело к ухудшению качества потребления. Удельный вес расходов на товары и услуги первой необходимости в общем объеме потребительских расходов возрос с 84% в 1996-1997 гг. до 92% в 1999 г., на капитальные блага - упал с 9% до 4%.
Само потребление все больше приобретает характер натурального потребления за счет собственного интенсивного производства. Доля натуральных поступлений в располагаемых ресурсах малообеспеченного населения повысилась больше чем на треть - с 13% в 1997 г. до 17% в 1999 г.
Сузилось пространство для вертикальной социальной мобильности. Многие прежние возможности получения высоких доходов резко сократились или исчезли. Возник процесс нисходящей мобильности - снижения социального статуса в верхних социальных группах. Согласно социологическим обследованиям, только 40% тех, кто до кризиса относил себя к среднему классу, сохранили свой социальный статус.
Существенно сократился и другой фактор устойчивости - государственная социальная поддержка. Уменьшение ресурсов для финансирования непроцентных расходов консолидированного бюджета обусловило снижение его социальных расходов (образование, здравоохранение, культура, социальная политика) - в реальном выражении на 15% (1999 г. к 1998 г., по дефлятору ВВП). Доля социальных расходов бюджета в ВВП упала с 9-11% в 1996-1998 гг. до 7,5% в 1999 г.
В результате одновременно с падением реальных доходов сузилась и государственная социальная поддержка населения. Ее доля по отношению к денежным доходам населения упала с 21-22% в 1996-1997 гг. до 17% в 1999 г. Кризис государственных финансов актуализирует проблему переноса бремени финансирования социальной инфраструктуры на само население, что крайне негативно скажется на уровне жизни.
Третий фактор устойчивости модели благосостояния, существенно ослабевший после кризиса 1998 г., - возможность получения дополнительных доходов за счет вторичной занятости. Согласно социологическим опросам, в первой половине 1999 г. масштабы вторичной занятости сократились до 11-13 млн. человек, т.е. на 20-25%.
Реферат опубликован: 29/03/2009