Страница: 4/10
SR-71 «BlackBird» стратегический разведчик
Разработчикам SR-71 пришлось преодолеть огромные трудности в проектировании. Многие проблемы возникли в результате нагрева самолета при длительных полетах со скоростью в 3 раза превышавшей скорость звука. Из-за высоких температур самолет был выкрашен в черный цвет, за что и получил прозвище - BlackBird (Черный дрозд). Черная краска, изготовленная на ферритовой основе, рассеивала тепло, частично отводя его с поверхности самолета, а также уменьшала радиолокационную заметность самолета. Фирма разработала радиопоглощающую шиповидную конструкцию с пластиковым сотовым наполнителем, которая выдерживала нагрев до 275оС. На SR-71 радиопоглощающий материал использован в конструкции носков крыла и элевонов. Его относят к первому поколению малозаметных самолетов (stealth).
На самолет были установлены двигатели фирмы «Пратт-Уитни» J.58 (JT11D-20B), развивающие на форсаже тягу в 14470 кг. На скорости М=3 ТРД давал только 18 % тяги, остальное обеспечивалось форсажной камерой, работающей в режиме прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Специальное топливо JP-7 использовалось для охлаждения обшивки (шасси и БРЭО), так что к двигателям оно подавалось нагретым до 320о. Топливные баки расположены в верхней части фюзеляжа и в консолях крыла. Для увеличения дальности полета самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе.
Первоначально сформировали две эскадрильи самолетов SR-71A. Однако высокая стоимость эксплуатации, составившая только в 1975 г. около 56 млн. долларов, вынудила поставить одну эскадрилью на консервацию.
Всего было изготовлено 29 SR-71A и 2 учебно-тренировочных SR-71B. При этом стоимость всей программы превысила 1 млрд. долл. Экипаж SR-71A состоит из летчика и оператора разведывательной аппаратуры, который выполняет также функции штурмана и бортового инженера, а в случае необходимости может пилотировать самолет. Новые катапультируемые кресла «Martin Baker Mk H» стали частью системы спасения, обеспечивающей безопасное катапультирование с высоты до 30 км при скорости полета М=3. Значительная часть используемого разведывательного оборудования была специально разработана для SR-71. Автоматическая автономная астроинерционная навигационная система позволяет вести наблюдение за звездами и по ним вычислять местоположение самолета даже в дневное время, а вычислитель воздушных данных и бортовая ЭВМ обеспечивают высокую точность полета по заданному маршруту. Разведывательное оборудование состоит из аэрофотоаппаратов, РЛС бокового обзора и аппаратуры, работающей в инфракрасном диапазоне. В носовом приборном отсеке разместилась панорамная аэрофотокамера. Отмечалось, что с высоты 24 км за 1 час полета бортовая аппаратура позволяет провести разведку территории площадью 155 (260) тыс.км2.
После пятилетней передышки, вызванной финансовыми трудностями, в 1995-м конгресс США вновь выделил 100 млн. долл. для эксплуатации самолетов SR-71. Это решение приняли после анализа результатов войны в Персидском заливе зимой 1991 г. Было признано целесообразным ввести самолет в строй до принятия на вооружение беспилотного разведывательного летательного аппарата «Тиер-3 минус». Выделенных средств достаточно для обеспечения расконсервации двух самолетов и обеспечения выполнения каждым из них 12-15 полетов в течение первого месяца эксплуатации.
Первый самолет планировали ввести в строй в июне 1995-го, второй в сентябре. На складах ВВС для этого имели необходимый комплект запчастей, включая 28 двигателей Пратт-Уитни J-58. В январе 1997 SR-71 опять начали совершать полеты.
Описание | ||
Разработчик |
Локхид | |
Обозначение |
SR-71A | |
Кодовое наименование НАТО |
BlackBird (Черный дрозд) | |
Тип |
Стратегический разведчик | |
Первый полет |
22 декабря 1964 | |
Экипаж, чел. |
2 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м |
32,74 (33,16) | |
Высота самолета, м |
5,64 | |
Размах крыла, м |
16,95 | |
Площадь крыла, м2 |
167,23 (166,94) | |
Взлетная масса, кг |
норм. |
63505 |
макс. |
77110 (78 000) | |
Масса пустого самолета, кг |
27215 | |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 |
норм. |
380 |
макс. |
461 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей |
2 | |
Двигатель |
ТРДФ Pratt & Whitney J58 | |
Тяга двигателя, кгс |
максимал |
10340 |
на форсаже |
14723 | |
Тяговооруженность |
норм. |
0,46 |
макс. |
0,37 | |
Объем топливных баков, л |
36290 | |
Летные данные | ||
Максимальная дальность полета (с одной дозаправкой в воздухе), км |
4800 (5230) | |
Радиус действия, км |
1930 | |
Продолжительность полета, ч |
1,5 | |
Максимальная скорость полета , км/ч (М=) |
на высоте 24000 м |
3300 (3,07) |
на высоте 9150 м |
2125 (1,95) | |
Взлетная скорость, км/ч |
370 | |
Посадочная скорость, км/ч |
334 | |
Практический потолок, м |
25900 (26500) | |
Длина разбега при массе 63505 кг, м |
1646 | |
Взлетная дистанция при нормальной массе, м |
2745 | |
Длина пробега, м |
1097 | |
Посадочная дистанция, м |
1830 | |
Вооружение | ||
Вооружение |
нет | |
Год принятия на вооружение |
1966 |
Реферат опубликован: 28/02/2008