SR-71 «BlackBird» стратегический разведчик

Страница: 4/10

SR-71 «BlackBird» стратегический разведчик

Кабина пилота SR-71A Разработчикам SR-71 пришлось преодолеть огромные трудности в проектировании. Многие проблемы возникли в результате нагрева самолета при длительных полетах со скоростью в 3 раза превышавшей скорость звука. Из-за высоких температур самолет был выкрашен в черный цвет, за что и получил прозвище - BlackBird (Черный дрозд). Черная краска, изготовленная на ферритовой основе, рассеивала тепло, частично отводя его с поверхности самолета, а также уменьшала радиолокационную заметность самолета. Фирма разработала радиопоглощающую шиповидную конструкцию с пластиковым сотовым наполнителем, которая выдерживала нагрев до 275оС. На SR-71 радиопоглощающий материал использован в конструкции носков крыла и элевонов. Его относят к первому поколению малозаметных самолетов (stealth).

На самолет были установлены двигатели фирмы «Пратт-Уитни» J.58 (JT11D-20B), развивающие на форсаже тягу в 14470 кг. На скорости М=3 ТРД давал только 18 % тяги, остальное обеспечивалось форсажной камерой, работающей в режиме прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Специальное топливо JP-7 использовалось для охлаждения обшивки (шасси и БРЭО), так что к двигателям оно подавалось нагретым до 320о. Топливные баки расположены в верхней части фюзеляжа и в консолях крыла. Для увеличения дальности полета самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе.

Первоначально сформировали две эскадрильи самолетов SR-71A. Однако высокая стоимость эксплуатации, составившая только в 1975 г. около 56 млн. долларов, вынудила поставить одну эскадрилью на консервацию.

Всего было изготовлено 29 SR-71A и 2 учебно-тренировочных SR-71B. При этом стоимость всей программы превысила 1 млрд. долл.Кабина оператора SR-71A Экипаж SR-71A состоит из летчика и оператора разведывательной аппаратуры, который выполняет также функции штурмана и бортового инженера, а в случае необходимости может пилотировать самолет. Новые катапультируемые кресла «Martin Baker Mk H» стали частью системы спасения, обеспечивающей безопасное катапультирование с высоты до 30 км при скорости полета М=3. Значительная часть используемого разведывательного оборудования была специально разработана для SR-71. Автоматическая автономная астроинерционная навигационная система позволяет вести наблюдение за звездами и по ним вычислять местоположение самолета даже в дневное время, а вычислитель воздушных данных и бортовая ЭВМ обеспечивают высокую точность полета по заданному маршруту. Разведывательное оборудование состоит из аэрофотоаппаратов, РЛС бокового обзора и аппаратуры, работающей в инфракрасном диапазоне. В носовом приборном отсеке разместилась панорамная аэрофотокамера. Отмечалось, что с высоты 24 км за 1 час полета бортовая аппаратура позволяет провести разведку территории площадью 155 (260) тыс.км2.

После пятилетней передышки, вызванной финансовыми трудностями, в 1995-м конгресс США вновь выделил 100 млн. долл. для эксплуатации самолетов SR-71. Это решение приняли после анализа результатов войны в Персидском заливе зимой 1991 г. Было признано целесообразным ввести самолет в строй до принятия на вооружение беспилотного разведывательного летательного аппарата «Тиер-3 минус». Выделенных средств достаточно для обеспечения расконсервации двух самолетов и обеспечения выполнения каждым из них 12-15 полетов в течение первого месяца эксплуатации.

Первый самолет планировали ввести в строй в июне 1995-го, второй в сентябре. На складах ВВС для этого имели необходимый комплект запчастей, включая 28 двигателей Пратт-Уитни J-58. В январе 1997 SR-71 опять начали совершать полеты.

Описание

Разработчик

Локхид

Обозначение

SR-71A

Кодовое наименование НАТО

BlackBird (Черный дрозд)

Тип

Стратегический разведчик

Первый полет

22 декабря 1964

Экипаж, чел.

2

Геометрические и массовые характеристики

Длина самолета, м

32,74 (33,16)

Высота самолета, м

5,64

Размах крыла, м

16,95

Площадь крыла, м2

167,23 (166,94)

Взлетная масса, кг

норм.

63505

макс.

77110 (78 000)

Масса пустого самолета, кг

27215

Удельная нагрузка на крыло, кг/м2

норм.

380

макс.

461

Силовая установка

Число двигателей

2

Двигатель

ТРДФ Pratt & Whitney J58

Тяга двигателя, кгс

максимал

10340

на форсаже

14723

Тяговооруженность

норм.

0,46

макс.

0,37

Объем топливных баков, л

36290

Летные данные

Максимальная дальность полета (с одной дозаправкой в воздухе), км

4800 (5230)

Радиус действия, км

1930

Продолжительность полета, ч

1,5

Максимальная скорость полета , км/ч (М=)

на высоте 24000 м

3300 (3,07)

на высоте 9150 м

2125 (1,95)

Взлетная скорость, км/ч

370

Посадочная скорость, км/ч

334

Практический потолок, м

25900 (26500)

Длина разбега при массе 63505 кг, м

1646

Взлетная дистанция при нормальной массе, м

2745

Длина пробега, м

1097

Посадочная дистанция, м

1830

Вооружение

Вооружение

нет

Год принятия на вооружение

1966

Реферат опубликован: 28/02/2008