Страница: 1/46
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Экономическая ситуация. Внутренние и внешние факторы воздействия на деятельность кредитной организации. Риски деятельности кредитной организации 5
1.2. Методы анализа деятельности кредитной организации 14
1.2.1. Внутренний анализ финансового состояния кредитной организации 15
1.2.2. Оценка финансового состояния кредитной организации Центральным Банком России . 20
1.2.3. Рейтинговая оценка деятельности коммерческих банков . 26
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 37
2.1. Описание методики анализа деятельности кредитной организации . 37
2.1.1. Анализ оборотной ведомости . 37
2.1.2. Анализ структуры баланса 42
2.1.3. Анализ состояния ликвидности 49
2.1.4. Анализ состояния нормативов . 50
2.1.5. Анализ состояния экономических коэффициентов 52
2.1.7. Анализ состояния учета и отчетности 57
2.1.8. Оценка банка . 58
2.2.Численная реализация предлагаемой методики на примере
Банка «Условный» 59
3. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 82
3.1. Санация кредитной организации 87
3.2. Основные пробелы в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения . 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК . 99
ПРИЛОЖЕНИЯ 102
Сложившаяся напряженная ситуация в экономике постепенно охватила и банковскую систему, привела к увеличению числа кредитных институтов, допускающих нарушения в своей деятельности и имеющих неудовлетворительные экономические показатели. В качестве причин, порождающих увеличение числа проблемных кредитных организаций, называют слабый анализ деятельности, низкий уровень менеджмента, отсутствие стратегического планирования, ошибки в проводимой банками финансовой политике, мошенничество в банках и прочие внутрибанковские проблемы. Несомненно, перечисленные факторы оказывают значительное влияние на устойчивость кредитной организации, однако было бы неправильно считать виновниками всех бед только сами банки. Убытки и мошенничество со стороны банков происходят в условиях, когда стимулы в экономике искажены, прибыль, полученная в результате принятия на себя спекулятивных рисков, попадает в частные руки, а убытки распределяются между всеми членами общества в условиях слабого контроля за спекулятивными сделками. С помощью организованного надзора и обеспечения жесткого соблюдения действующих норм иногда можно предотвратить случаи мошенничества, однако, этими способами невозможно предотвратить системные убытки, т.е. убытки, которые несет экономика страны вместе с ее банковской системой.
Банковская практика [38, 39, 40] доказала отсутствие единой универсальной методики определения финансового состояния кредитных организаций, которая могла бы давать комплексное определение и диагностику на различных стадиях, а в некоторых случаях и конкретные предложения по вывод кредитной организации из сложившейся кризисной ситуации. Схемы, разработанные ЦБ для работы с проблемными кредитными институтами, предусматривают меры как рекомендательного, так и принудительного характера, однако часто на практике санация кредитной организации осуществляется на поздней, запущенной стадии проблемности, когда уже даже меры принудительного характера мало эффективны. Распознание состояния кредитной организации (диагностика) один из основных базовых моментов, с которого должно начинаться антикризисное управление.
Во многих случаях ухудшение состояния проблемных кредитных учреждений начинается с хронической неплатежеспособности. Разрешение банковских проблем зачастую откладывается из-за нежелания или неспособности определить масштаб проблем. Плохая бухгалтерская отчетность скрывает размер убытков (как в фондах, так и в денежной массе). Неплатежеспособные кредитные организации на первых этапах могут легко скрыть свои убытки, маскируя сомнительные кредиты. Неспособность решать проблемы скрытых убытков создает систему ложных стимулов в банковском деле, приводит к нерациональному распределению ресурсов, ведет к дальнейшему усилению диспропорций в макроэкономике.
Реферат опубликован: 6/10/2006