Страница: 39/46
Естественно, ЦБ хотелось бы чтобы банк сам пытался решить свои проблемы, поскольку, никто, кроме существующей администрации не будет знать их так глубоко. Введение временной администрации или предписание о замене руководства – это, по существу, последняя инстанция, на которую может опереться ЦБ для поддержания и/или восстановления проблемного банка.
Центральный Банк пытается как можно плотнее работать с проблемной кредитной организацией. Ведь к кризисному банку применяется не какой-то конкретный подход (либо замена руководства, либо реорганизация), а весь набор способов и методов, с помощью которых можно выровнять финансовое положение такого банка.
Банковская практика показывает, что в случае признания кредитной организации испытывающей трудности (отнесение ко второй категории проблемности), не зависимо от того, на какой стадии запущенности это произошло, Банк России (в случае, если не установлены факты мошенничества в кредитной организации или же если это не явилось следствием пробелов в управления существующей администрацией банка), пытаясь помочь выправить финансовое состояние, предписывает ей разработать план санации (или финансового оздоровления) и попытаться его реализовать.
Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации (планы санации) разрабатываются и составляются в соответствии с требованиями, предусмотренными указаниями Банка России от 22.11.96 № 363 «О планах санации кредитных организаций» и письмами Банка России от 30.04.97 № 443 «О методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями», от 28.05.1997 № 457 «О критериях определения финансового состояния банков».
Устанавливается реальное финансовое положение кредитной организации, оценивается реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе определяется возможность восстановления платежеспособности, ликвидности и дальнейшего развития кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению.
Для установления реального финансового положения кредитной организации выясняется, имеется ли у нее недостаток собственных средств (капитала) и ликвидных активов, а также определяется их размер.
Для определения недостатка собственных средств (капитала) рассчитывается, прежде всего, сумма, необходимая для покрытия возможных и имеющихся потерь (обесценения) активов, и устанавливается сумма обязательств, которая не была учтена в балансе (не начисленная задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, кредиторами и вкладчиками, в том числе по процентам, штрафам, пеням и неустойкам), а также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, поручительства), по которым наступил момент платежа, но он не был совершен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации.
Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющихся потерь (обесценения) активов, определяется путем оценки стоимости всех активов кредитной организации.
Недостаток капитала определяется как разница между суммой собственных средств (капитала), которая минимально необходима для выполнения экономических нормативов, пересчитанных на основе показателей расчетного баланса, и суммой собственных средств (капитала).
Для определения недостатка у кредитной организации ликвидных средств следует оценить разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами.
При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению проверяется, прежде всего, соответствие этих мероприятий требованиям действующего законодательства и нормативных актов Банка России. Затем мероприятия оцениваются с точки зрения сроков их выполнения и способности реально обеспечить восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации.
При оценке мероприятий по сокращению административно-хозяйственных расходов кредитной организации выясняется насколько они будут обеспечивать нормальное ее функционирование и выполнение ею намеченных мероприятий по финансовому оздоровлению при снижении расходов. Для этого следует, в частности, сравнить по структуре и динамике планируемые и ранее произведенные расходы. Это позволит определить реальность планируемого снижения тех или иных расходов.
При оценке реальности мероприятий, предусматривающих повышение доходности операций кредитной организации, определяется в какой степени кредитная организация имеет технические и финансовые возможности развивать операции, которые могут принести доход, и позволяет ли ситуация на финансовых и других рынках развивать эти направления бизнеса, возможности направлять свободные денежные средства в какие-либо активные рентабельные операции.
Реферат опубликован: 6/10/2006