Страница: 21/32
Остановимся подробнее на втором аспекте. Интерес к вопросам безопасности информации не случаен. Корпоративные системы электронного документооборота, бухгалтерского учета и управления базами данных получили широкое распространение в развитых странах уже в первой половине 70-х гг. С развитием компьютерных технологий, по мере снижения их стоимости, роста возможностей и доступности компьютеров, все больше компаний переходят на автоматизированные системы учета. В результате увеличиваются как объем информации, хранящейся на различных электронных носителях, так и ее ценность (которая, в первую очередь, определяется суммой возможных убытков при потере данных или их попадании к конкуренту). И тут-то выясняется, что электронные средства хранения даже более уязвимы, чем бумажные; размещаемые на них данные можно и уничтожить, и скопировать, и незаметно видоизменить. Последнее, кстати, представляет наибольшую опасность для компаний.
Что же означает потеря данных, на основе которых ведется управление бизнесом? По данным Миннесотского университета, 93% компаний, лишившихся доступа к своим данным на срок более 10 дней, покинули бизнес, причем половина из них заявила о своей несостоятельности немедленно. Хотя компании, опасаясь за свое реноме, предпочитают замалчивать случаи крушения их информационных систем и вторжения в них, статистика подобных происшествий все же существует. Так, подкомитет по расследованиям при сенате США недавно провел соответствующий опрос среди 500 крупнейших индустриальных компаний страны. Более половины респондентов (264 фирмы) воздержались от ответа, однако 140 компаний признали, что их информационные системы подвергались нападениям в течение последнего года, и почти пятая часть из них сообщила, что понесенные при этом убытки составили свыше 1 млн дол.
В Российской Федерации такие исследования не проводились, но, конечно, события подобного рода иногда происходят. Например, в сеть одного крупного торгового зала проникли вирусы, и два дня, пока не была восстановлена информационная среда, фирма осуществляла только оптовые торговые операции. В результате оборот снизился в несколько раз, клиенты, не получавшие требуемых услуг, высказывали свое недовольство, персонал работал неэффективно, а системные администраторы в авральном порядке с утра до ночи "чистили" систему и восстанавливали информацию на дисках. Учитывая статистику Миннесотского университета, можно сказать, что фирма легко отделалась.
Российские предприниматели под давлением фактов, а иногда и личного опыта, наконец начали осознавать ценность информации, содержащейся в их корпоративных сетях. Следствием этого стало проявление некоторого, пока еще не слишком активного, интереса к системам безопасности. Немалую роль в продвижении технологий безопасности играют и отечественные системные интеграторы, в задачи которых входит создание комплексных информационных систем поддержки бизнеса и разработка технических и организационно-режимных мероприятий для повышения их безопасности. Государство, требующее от определенных организаций ответственного подхода к хранению и передаче информации, также стимулирует развитие данной области. В частности, Президент РФ своим указом от 3 апреля 1995 г. предложил Центральному банку (ЦБ) принять меры по отношению к коммерческим банкам, уклоняющимся от обязательного использования "защищенных технических средств хранения, обработки и передачи информации при их информационном взаимодействии с подразделениями ЦБ".
Правда, на сегодняшний день российские бизнесмены все же больше озабочены надежностью функционирования своих компьютерных систем и их защиты от вирусов, нежели созданием барьеров, ограждающих от несанкционированного доступа. Возможно, это пока оправданно, поскольку лишь немногие фирмы содержат в компьютерных сетях информацию, ценность которой адекватна расходам на ее извлечение.
Реферат опубликован: 2/12/2007