Страница: 2/5
Важным подспорьем в деле защиты природы явилось бы развитие национальной науки и особенно - технических наук. Многие развивающиеся страны уже осознали это: создается система высшего образования, появляются специ-алисты высокого класса, но недостаток финансирования (в 80-х годах развивающиеся страны расходовали на науку все-го 3% общемировых затрат) не позволяет радикально изме-нить ситуацию. И главной задачей стран третьего мира яв-ляется не столько проведение исследований, сколько эффек-тивное использование уже накопленных знаний.
Охрана природы невозможна без активной помощи госу-дарства, и в этом вопросе нельзя не заметить позитивных сдвигов: во многих странах (Индия, Нигерия, Филиппины и др.) уже действуют государственные учреждения по эколо-гии, в программах социально - экономического развития, принятых рядом развивающихся стран, появился тезис об эффективности природопользования. Особенно последователь-ную программу проводит Индия. Однако в большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки экологическое законо-дательство либо отсутствует, либо действует неэффективно. Отчасти это объясняется недостатком средств, отчасти - несовершенством системы управления, а во многом - боязнью отпугнуть инвесторов. Без радикальных изменений в данной сфере решить экологическую проблему невозможно.
Использование альтернативных источников энергии мог-ло бы значительно снизить остроту энергетической пробле-мы, позволив уменьшить потребление угля и нефти, сокра-тить вырубку лесов. Азиатские страны, сосредотачивая 30% мирового гидроэнергетического потенциала, используют его только на 7.5%, Африка, способная производить 19% мировой гидроэлектроэнергии, использует свой потенциал всего на 1.5%. Но вряд ли стоит переоценивать перспективность этого направления: неизбежная потеря земель в зоне затопления может обернуться издержками, превышающими выгоду. Более перспективным представляется использование геотермальной, солнечной энергии и энергии ветра. В некоторых странах хорошие результаты дало применение биогаза.
Очень серьезным подспорьем для экологии стала бы демилитаризация экономики (особенно это касается стран Латинской Америки). Военные расходы съедают огромную долю национального продукта, требуют большого импорта, а сами военные заводы наносят невосполнимый вред окружающей среде.
Необходимо законодательное регулирование экспорта природных ресурсов и согласованность действий различных государств при проведении экспортной политики. И опыт 1973 года, когда странам-членам ОПЕК удалось заставить развитые государства считаться с их интересами, говорит о многом. Однако, проведение такой политики требует большой взвешенности: можно очень легко потерять старые рынки. После трехкратного повышения цен на нефть страны Запада стали изыскивать внутренние источники, одновременно сокращая потребление энергии, и в 1986 г. цены на нефтепродукты снова упали
- установить систематический контроль за использованием предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств;
- усилить внимание к вопросам по предотвращению
загрязнений и засоления почв, поверхностных и подземных вод;
- уделять большое внимание сохранению водо-охранных и защитных функций лесов, сохранению и воспроизводству растительного и животного мира, предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;
- усилить борьбу с производственным и бытовым шумом.
Для улучшения охраны зеленых зон и лесопарковых тер-риторий необходимо определить их четкие границы. Должны быть установлены и благоустроены в них места длительного и кратковременного отдыха населения. Организована охрана и своевременная очистка данных территорий. Значительную роль играет проведение работ по расширению в городах и пригородных зонах площади зеленых насаждений, создание новых парков, садов, скверов. Также строго ограничивать отвод земельных участков в лесах зеленых зон городов, лесных защитных полосах и других лесах первой группы, для целей, не связанных с развитием лесного хозяйства.
Землепользователи обязаны проводить эффективные меры по повышению плодородия почв, осуществлять комплекс орга-низационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиора-тивных и гидротехнических мероприятий по предотвращению ветровой и водной эрозии почв, не допускать засоления, заболачивания, загрязнения земель, зарастания их сорняка-ми, а также других процессов, ухудшающих состояние почв.
Промышленные и строительные предприятия, организа-ции, учреждения обязаны не допускать загрязнения сельско-хозяйственных и других земель производственными и другими отходами, а также сточными водами.
Одной из главных задач является регулирование водных отношений в целях обеспечения рационального использования вод для нужд населения и народного хозяйства. Кроме того, существуют и другие задачи:
- охрана вод от загрязнения, засорения и истощения;
- предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод
Реферат опубликован: 6/02/2007