Страница: 16/20
Таким образом, применение к такой организации санкций за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации, предусмотренных названным Указом, неправомерно, однако необходимо учитывать, что перечисление части валютной выручки в счет уплаты таможенных пошлин непосредственно на счет таможни может привести к занижению объема реализации, а следовательно, к сокрытию налогооблагаемой базы по местным налогам и платежам в дорожные фонды.
Согласно пункту 2 Приказа ГТК России от 24 июля 1995 г. № 467 "О порядке применения нормы права, установленной ст. 273 Таможенного кодекса РФ" непосредственным объектом правонарушения считается только тот товар либо его часть, валютная выручка от экспорта которого не была зачислена в установленном порядке на счета в уполномоченных банках.
Санкция ст. 273 ТК России предусматривает назначение основного взыскания в виде штрафа в размере от 100 до 200% стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, вместе с дополнительным взысканием в виде конфискации таких товаров и транспортных средств, либо взыскания их стоимости, либо отзыва лицензии (квалификационного аттестата) или без дополнительного взыскания.
Неоднократно от участников ВЭД поступали запросы с просьбой разъяснить: требуется ли от органов или агентов валютного контроля при привлечении к ответственности за незачисление в установленном порядке валютной выручки от экспорта товаров доказывать факт сокрытия указанной выручки от налогообложения или от обязательной продажи?
Абзац 1 п.8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» устанавливает, что валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Банком России.
Абзац 2 п.8 названного Указа устанавливает, что за нарушение указанного порядка зачисления валютной выручки предприятия подвергаются штрафу, налагаемому Министерством по налогам и сборам Российской Федерации (МНС России) или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка.
В п.2 Официального разъяснения от 04.11.93 № 1 ГПУ Президента Российской Федерации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации № 629 изложено, что санкции, предусмотренные абз.2 п.8 Указа, применяются в случаях незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если такая выручка квалифицируется как сокрытая. Под сокрытой валютной выручкой в смысле указанной нормы понимается выручка, умышленно не зачисленная должностными лицами хозяйствующих субъектов на счета в уполномоченных банках на территории РФ в целях уклонения от обязательной продажи части валютной выручки или от налогообложения. Наличие указанных целей устанавливается проверкой соответственно органов (агентов) валютного контроля либо органов ГНС России. При отсутствии указанных целей факт незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории РФ не может служить основанием для применения санкций, предусмотренных п.8 Указа.
Вместе с тем в Письме Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Банка России от 24.02.95 № 12-86 (информационное № 1) дано другое определение сокрытой валютной выручки: «Под сокрытой выручкой в иностранной валюте следует понимать выручку, не зачисленную на счета в уполномоченных банках на территории РФ, независимо от отражения ее в бухгалтерском учете предприятий, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации».
Отсутствие необходимости установления органами МНС России факта сокрытия валютной выручки от налогообложения или от обязательной продажи подтверждается в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Реферат опубликован: 12/03/2006