Страница: 5/20
¾ строгая регламентация операций, связанных с движением капиталов, включая осуществление как иностранных, так и французских инвестиций.
Непосредственная реализация контроля во Франции после 1969 г. была возложена на следующие органы.
1. Министерство финансов:
¾ Казначейское управление (разработка стратегических направлений в области валютного регулирования и контроля, контроль инвестиций);
¾ Главное таможенное управление (контроль за валютными операциями «коммерческого» характера, а также неторговыми операциями, связанными с перемещением через границу иностранной валюты, национальной валюты, ценных бумаг, платежных документов и фондовых ценностей в иностранной и национальной валюте, драгоценных металлов и камней; осуществление мероприятий по выявлению нарушителей и применению к ним санкций);
¾ Страховое управление (контроль за валютными операциями, связанными с исполнением договоров страхования).
2. Национальный банк Франции – «Банк де Франс» (регламентация и контроль операций финансового характера в иностранной и национальной валюте – кредиты, ссуды).
3. Уполномоченные банки или «избранные посредники» (контроль за исполнением валютных операций, осуществляемых через банки).
4. Министерство промышленности (вопросы патентования и приобретения нерезидентами французских промышленных предприятий).
Таким образом, во Франции вопросами валютного контроля в пределах своей компетенции занимался целый ряд уполномоченных органов валютного контроля, однако в виду серьезных объемов именно внешнеторговой деятельности основную «полицейскую» роль выполняли таможенные органы Франции, структурно входящие в состав Министерства финансов.
Основу контроля «коммерческих» операций (включая операции, связанные с предоставлением услуг) составляла двухуровневая схема:
¾ контроль уполномоченными банками («избранными посредниками»);
¾ контроль таможенными органами (в этих целях были созданы специальные подразделения).
Роль банков была чрезвычайно важна, поскольку все валютные операции осуществлялись только через них и имелась возможность предотвратить нарушение на стадии предварительной проверки операций. Предполагалась большая степень доверия к банкам, которые обязаны были информировать таможенные органы о всех нарушениях действующего законодательства.
В целях организации валютного контроля при осуществлении экспортных и импортных поставок товаров обязательным условием было «банковское домицилирование», то есть проведение всех расчетов по сделке только в конкретном уполномоченном банке по выбору клиента. В банке заводилось дело о домицилировании, которому присваивался специальный номер. Указанный номер в обязательном порядке фиксировался в едином административном документе (аналог ГТД) при таможенном оформлении товаров в целях дальнейшего направления данных о перемещении товаров через границу в банк-домицилиат. Одним из основных элементов непосредственного контроля было сопоставление банками таможенных документов и информации о реальных движениях валютных средств на счетах своего клиента.
Данные о любом нарушении установленных правил банк в обязательном порядке направлял в таможенные органы для проведения необходимого расследования и применения к нарушителям санкций.
На более позднем этапе организации контроля основу информационно-аналитической обработки базы данных валютного контроля составила специально созданная автоматизированная система, позволившая таможенным органам осуществлять глобальный контроль по каждой валютной операции.
Помимо валютного контроля информация, полученная в результате действия системы, активно использовалась для составления торгового и платежного баланса Франции.
Неотъемлемой частью организации валютного контроля было осуществление таможенными органами проверок бухгалтерской и иной отчетной документации участников ВЭД, позволяющее проверять достоверность данных, представляемых как предприятиями, так и банками.
Как будет видно далее система валютного контроля в РФ имеет прямую аналогию с французской моделью построения валютного контроля и места в ней таможенных органов.
Реферат опубликован: 12/03/2006