Страница: 12/17
Очевидно несоответствие между географическим распределением внешней торговли России и валютным выражением ее внешних финансовых обязательств. Учитывая, что доля США во внешней торговле страны составляет не более 4%, можно констатировать, что российский рубль привязан к наиболее экономически удаленной от него валюте и экономике страны, с которой у него существует минимум взаимодополняемости.
Соединенные Штаты лишь косвенно зависят от развития ситуации в России, в то время как ЕС и Россия взаимосвязаны непосредственно: их объединяют не только тесные внешнеэкономические связи, но и совместные транспортные сети, научно-технические проекты, культурные связи. Географическая близость заставляет их совместно решать также проблемы экологии, миграции населения и многие другие
Обсуждение этих вопросов в банковских и научных кругах выявило две противоположные точки зрения. Согласно одной из них, Россия, особенно после финансового кризиса, слишком далека от мировой экономики, чтобы евро мог что-либо изменить в ее внешнеэкономических связях, и поэтому появление евро не потребует никаких специальных мер. Сторонники другой точки зрения, напротив, увидели в единой европейской валюте эффективное средство вывода России из кризиса, оздоровления ее экономики и укрепления международных позиций. Сразу после введения евро оживленная дискуссия развернулась и в средствах массовой информации, в ходе которой высказывались самые разные точки зрения, в том числе предлагались варианты "дедолларизации через евроизацию" российской экономики. Аргументы сторонников этой идеи сводились к тому, что в виде стабильного евро под российскую экономику подводится прочная база, дающая надежду на избавление от долларизации и дефолта. Принятие этой концепции потребовало бы перевода в евро значительной части валютных резервов, реденоминации в евро всех долгов европейским странам и банкам, а также долгов стран СНГ, перевода крупных экспортных корпораций с участием государства на режим заключения контрактов в евро в качестве валюты цены и валюты платежа. По их мнению, все эти меры могли бы сделать структуру валютного рынка России более адекватной структуре потоков, формирующих ее платежный баланс, вывести из оборота до 20 миллиардов долларов и еще на 15-17 миллиардов долларов в год снизить собственный спрос на доллары, утвердив Россию в качестве европейской державы.
Введение евро не только затрагивает интересы стран СНГ, но и имеет непосредственное отношение к перспективам развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Государствам, ориентирующимся на экономическую и валютную интеграцию, предстоит пройти длинный путь реформирования экономики, упрочения банковских систем, совершенствования валютной политики.
В принципе, интерес стран СНГ к Европейскому экономическому и валютному союзу не противоречит их стремлению развивать взаимовыгодное экономическое сотрудничество и постепенно формировать свой собственный экономический и валютный союз. Так, статья 7 четырехстороннего договора между Россией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией от 29 марта 1996 г. предусматривает возможность создания этими странами союза, в определенной мере аналогичного ЭВС. Конечными целями такого валютного союза, определяемого как добровольное объединение группы государств с близким уровнем экономического развития на основе общей валюты, также являются свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей, коллективная защита от дестабилизирующих внешнеэкономических факторов, взаимная поддержка на мировом и внутренних рынках, ограничение зависимости национальных экономик от финансовой помощи третьих стран, устойчивые темпы развития национальных экономик всех стран-членов. В этом контексте следует напомнить о результатах усилий по созданию аналога валютного союза в странах СНГ.
Как известно, в 1991 г. советский рубль из денежной единицы одной страны в одночасье превратился в общую валюту пятнадцати независимых государств. До середины 1993 г. эмиссией наличных рублей занимался исключительно Банк России, а центральные банки бывших союзных республик выпускали своего рода денежные суррогаты, курс которых был жестко привязан к рублю в соотношении 1:1. Кредитную эмиссию рублей могло осуществлять любое из государств, но в пределах согласованного лимита. Однако те страны, которые были не в состоянии покрыть потребности в импортных товарах счет экспортных поступлений и соответственно испытывали отток рублей, решали проблему путем нелимитированной эмиссии. На протяжении 1992 г. к ней прибегали практически все участники "рублевой зоны", и в итоге за первый год ее существования курс рубля по отношению к доллару упал в четыре раза.
В октябре 1992 г. восемь стран СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Узбекистан, Украина) заключили соглашение о единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной политике. однако эта идея не была реализована, и в условиях дальнейшего расхождения в темпах и методах реформирования экономики государства СНГ стали форсированно вводить национальные валюты.
Реферат опубликован: 29/02/2008