Правовые основы валютного контроля

Страница: 1/9

ВВЕДЕНИЕ

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций. Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.

Острота проблемы незаконного вывоза российского капитала побудила Президента и Правительство Российской Федерации принять меры, направленные на обеспечение поступления в страну экспортной валютной выручки и упорядочивающие вывоз валюты из страны за рубеж (система валютного регулирования, важнейшим направлением которого является валютный контроль).

Фундамент нормативной базы валютного регулирования образовали Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"[1], а также принятые в его развитие многочисленные подзаконные акты. В 1992-1995 годах в основном было завершено строительство системы органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля: образованы Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и ее территориальные органы - 12 региональных центров и 3 отделения.

Однако более чем трехлетняя деятельность по применению законодательства о валютном регулировании и валютном (экспортном и импортном) контроле свидетельствует о том, что тенденция утечки капитала из страны пока не преодолена. Главная причина этого, на мой взгляд, коренится в негодности методов и средств, применяемых государством для решения данной проблемы. Гражданско-правовая природа отношений, которые используются для переброса валюты за рубеж, отторгает неадекватные ей методы регулирования, имеющие главным образом административный характер.

Существуют и иные многочисленные способы нелегального или полулегального оставления российских валютных ресурсов за рубежом (занижение контрактных цен; применение в противоправных целях особенностей международных валютных расчетов; использование оффшорного бизнеса в качестве легального канала утечки капитала и "отмывания" "грязных денег" и др.). Эти примеры - наглядная иллюстрация бессилия административных методов решения проблем, имеющих гражданско-правовой характер. Результатом такого рассогласования является тот факт, что законодательство о валютном регулировании несовершенно и не работает на те цели, ради которых оно создавалось. Более того, ужесточение законодательства о валютном контроле в качестве обратной реакции предпринимателей обусловило поиск ими новых каналов и способов утечки валюты за рубеж: изменение методов валютного регулирования влечет совершенствование способов противодействия ему.

Однако, так или иначе на настоящий момент сложилась система валютного регулирования и валютного контроля Российской Федерации, составляющая неотъемлемую часть финансовой системы страны. Существует понятие законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, система контролирующих органов и определены санкции за нарушения в сфере валютного регулирования и контроля.

Реферат опубликован: 10/04/2010