Страница: 8/9
В данном случае необходимо учитывать, что к иностранной валюте относятся не только денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, но и изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, а также средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Согласно ст. 5 Закона от 9.10.92 предприятия, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны полученную ими иностранную валюту зачислять на свои счета в уполномоченных банках. Уполномоченными являются банки, имеющие лицензию Центрального Банка России. Открытие предприятиями счетов в иностранной валюте в банках за пределами России также допускается только с разрешения главного банка страны.
Таким образом, под сокрытием средств в иностранной валюте следует понимать незачисление иностранной валюты на счета в уполномоченных банках, а также несанкционированное зачисление ее в банки, находящиеся за пределами России. Например, преступлением является невозврат валютной выручки от экспорта товаров, совершенной в нарушение положений Инструкции ЦБ РФ от 12.10.93 No. 19 и ГТК РФ No. 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров".
Субъект преступления - специальный, то есть им может являться только руководитель предприятий, распоряжающийся валютными средствами.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 162-8 УК, предполагает наличие только прямого умысла. Иными словами, руководитель предприятия понимает, что средства в иностранной валюте подлежат обязательному зачислению на соответствующие счета, однако не делает этого, желая их скрыть.
К квалифицирующим признакам относится размер сокрытых валютных средств. Так, крупным признается сокрытие иностранной валюты на сумму, превышающую 50 тыс. долларов США, а особо крупным - 250 тыс. долларов США.
По части 2 этой статьи наказываются действия, совершенные повторно, либо группой лиц, в особо крупных размерах.
Как упоминалось выше валютные операции подразделяются на текущие и связанные с движением капитала. Последние требуют получение лицензий ЦБ РФ. Юридические последствия несоблюдения правил о лицензировании валютных операций двойственны.
Общегражданско-правовые последствия закреплены в Гражданском кодексе РФ. В соответствии со ст. 173 ГК сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску государственного органа, осуществляющего контроль (в данном случае - валютный) за деятельностью этого юридического лица.
Специальная норма о нарушении правила о лицензионном порядке совершения капитальных валютных операций имеется в Законе о валютном регулировании, в соответствии с п. 1 ст. 14 которого нерезиденты и резиденты, включая уполномоченные банки, за нарушение лицензионного порядка совершения валютных операций несут ответственность в виде:
а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам;
б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
Помимо этого субъекты, на которых распространяется валютный контроль, за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о валютном регулировании несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается Центральным банком РФ в соответствии с законами Российской Федерации.
Реферат опубликован: 10/04/2010