Страница: 13/20
Вместе с тем отечественная историография дату создания Военно-морской академии в современном ее осмыслении относит к 1827 г., когда по инициативе почетного члена Петербургской академии наук адмирала И.Ф. Крузенштерна был создан Офицерский класс (при Морском кадетском корпусе), преобразованный в 1862 г. в Академический курс морских наук в составе трех отделений: гидрографического, кораблестроительного и механического. В 1877 г. рескриптом Александра II Академический курс морских наук был переименован в Николаевскую морскую академию. Был объявлен список 10 ее почетных членов, среди которых назовем президента Академии наук адмирала Ф.П. Литке, вице-президента Академии наук В.Я. Буняковского, министра путей сообщения вице-адмирала К.Н. Посьета, управляющего Морским министерством вице-адмирала С.С. Лесовского, историка флота генерала Ф.Ф. Веселаго.
С именами моряков, получивших высшее образование, связаны крупнейшие гидрографические исследования в морях и океанах и наиболее важные географические открытия. Эти исследования и открытия были выполнены на Балтике под руководством А.И. Нагаева и Г.А. Сарычева, на Каспии - Ф.И. Соймонова, в дальневосточных морях - А.И. Чирикова, в северных морях - С.В. Муравьева, С.Г. Малыгина, Д.Л. Овцына, Д.Я. и Х.П. Лаптевых и под руководством других морских исследователей.
С развитием парового броненосного флота появилась острая необходимость в разработке теоретических основ боевого использования сил, боевых и технических средств флота. Пионером в вопросах разработки способов ведения войны на море в новых условиях был выдающийся русский адмирал Г.И. Бутаков, который в 1863 г. за работу Новые основания пароходной тактики был удостоен академической премии. Здесь следует также отметить труды по девиации И.П. Белавенца, организатора магнитно-компасного дела в русском флоте, труд Вооружение военных судов К.Н. Посьета, труды в области метеорологии М.А. Рыкачева. В конце 80-х годов гидрографическое отделение окончили Б.Б. Голицын и М.Е. Жданко, кораблестроительное - К.П. Боклевский и А.Н. Крылов.
Приведенный перечень трудов свидетельствует как о широком диапазоне охватываемых проблем, так и фундаментальности теоретического обоснования. В годы первых пятилеток, в соответствии с принятыми программами военного судостроения, быстрыми темпами шло восстановление флота, строительство новых надводных кораблей и подводных лодок.
В августе 1945 г. решением правительства на базе инженерных факультетов Военно-морской академии была сформирована Военно-морская академия кораблестроения и вооружения им. А.Н. Крылова.
Главная направленность научных работ в обеих академиях в этот период - осмысление, освоение и внедрение опыта первой мировой и Великой Отечественной войн. Во главе преподавательского состава стояли видные ученые и опытные педагоги, такие как академики В.В. Шулейкин, А.Н. Щукин, члены-корреспонденты АН СССР П.Ф. Папкович, М.И. Яновский.
Многие выпускники академий стали видными учеными, занимали руководящие должности на флоте и в научных учреждениях. В настоящее время многие из них продолжают вести научную и преподавательскую работу в организациях флота, промышленности и Российской академии наук.
Особую значимость приобрела разработка вопросов стратегического использования ВМФ и взаимодействия его с другими видами Вооруженных сил, проблем развития всех видов обеспечения боевой и повседневной деятельности флота. Получила новое осмысление теория военно-морского искусства, определяющая пути планирования развития сил флота и применения их в войне. В инженерно-технической области было получено несколько сот авторских свидетельств на изобретения, охватывающие широкий круг проблем деятельности ВМФ.
Реферат опубликован: 4/08/2007