Государственная служба занятости и ее функции

Страница: 2/5

подходах к проблемам занятости. Главное их направление -

превращение работника из бессубъектного ресурса командно-

административной хозяйственной системы в субъекта экономической

жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве

бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов

своего существования. Наконец общество признало право работника на

самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при

советской власти, но и на деле. Всвязи с этим, нового осмысления

потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До

недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной,

тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача

заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на

рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто

занятость, а занятость эффективная. По мере углубления

экономической реформы формируется рынок труда, основанный на

исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к

труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения

рабочей силы. В отличие от командного распределения и

перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное

право граждан на труд и повышает его экономический статус в

обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму

занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права

принуждать человека к труду административными способами. Полная

- 6 -

занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается

тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но

это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за

изменений потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения и пререраспределения рабочей силы

зависит от множества факторов, главные из которых - изменение

форм собственности, ликвидация нерентабельных и

неконкурентоспособных предприятий прозводств, предстоящая

структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие

коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости,

обязательно должны регулироваться. Необходима активная

государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном

поддержании сбалансированности экономических приоритетов и

приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросы

управления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда.

Возникновение современной службы занятости произошло на базе

четкой системы распределения трудовых ресурсов. Основными ее

видами являлись:

- распределение выпускников средних специальных и высших учебных

заведений;

- 7 -

- организованный набор рабочих;

- сельскохозяйственное переселение семей;

- общественные призывы;

- самостоятельный прием предприятием работника;

- деятельность органов трудоустройства населения.

Некоторые из этих форм распределения и перераспределения

рабочей силы себя изжили, другие - трансформировались и передали

свои функции службе занятости населения.

Система органов трудоустройства населения начала формироваться

во второй половине 60х годов. Экономическая потребность в создании

этой службы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие

традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов

кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были

ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а

проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города

жителями я того города осталась без внимания. Во-вторых, возросли

потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также

нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью

кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих

мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться

служба трудоустройства.

Сначала подразделения службы назывались "Бюро по

трудоустройству населения" и имелись всего в нескольких городах

страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в

кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали

- 8 -

направления на предприятия для трудоустройства обратившимся к ним

гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный

характер. Направления граждан на предприятия не всегда

заканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это

делать. Сами предприятия предоставляли в службу не полные сведения

о свободных местах - в основном это были места для работников

низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда.

Реферат опубликован: 14/11/2009