Страница: 3/5
Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного
трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых
ресурсов. При этом значительно расширились и права, и обязанности
службы трудоустройства, а ее подразделения получили название
"Государственное бюро по трудоустройству и информации населения"
/ГБТИН/. Однако служба не смогла так организовать свою работу,
чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее
услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не
принудительным.
Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства
было создание на базе существующих ГБТИН центров /бюро/ по
трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно
было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные
региональные организации, работающие под руководством местных
Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с
предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения
трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях
и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях,
- 9 -
проведением работы по трудоустройству незанятого населения,
комплектованием необходимыми кадрами предприятий,
профориентационной работой и консультацией всех групп населения по
подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения
квалификации работников. При создании системы центров по
трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно
расширились функции и задачи существующей ранее службы
трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на
смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана
общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни,
начиная от союзного, республиканского краевого, областного и
заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система
трудоустройства явилась реальным предшественником современной
государственной службы занятости населения.
Однако на современном этапе для преодоления упрощенного подхода
к решению проблем занятости, осуществления глубокого анализа
тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных
масштабов безработицы и ее социально-политических последствий
необходимы новые структуры управления занятостью, отвечающие
потребностям общества.
Принятые в январе 1991 года Основы законодательства СССР и
республик о занятости населения, а затем в апреле 1991 года
подобный документ Российской Федерации определяют основные понятия
в области занятости, механизмы ее обеспечения и проведения мер по
социальной поддержке граждан.
- 10 -
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
И ЕЕ ФУНКЦИИ
Для реализации государственной политики в области занятости
населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в
Российской Федерации на базе действующих центров по
трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается
государственная служба занятости.
В связи с этим, нового определения потребовало понятие
занятости. С одной стороны, признается законной добровольная
незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться
обществом или служить основанием для привлечения человека к
административной или уголовной ответственности. С другой стороны -
незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория
населения должна находиться в поле зрения государства, призванного
обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд.
Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого
населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто
оказался в такой ситуации вынуждено.
Законодательство предусматривает обязанность вынуждено
незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых
принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства
на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый
гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в
Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо,
ищущее работу. И с этого момента у государства наступает
- 11 -
обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему
подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о
подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и
начинает получать государственное пособие.
Государственная служба занятости является структурой специальных
государственных органов, призванных обеспечить координацию,
решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и
предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам
в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки,
оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются
Реферат опубликован: 14/11/2009