Государственная служба занятости и ее функции

Страница: 3/5

Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного

трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых

ресурсов. При этом значительно расширились и права, и обязанности

службы трудоустройства, а ее подразделения получили название

"Государственное бюро по трудоустройству и информации населения"

/ГБТИН/. Однако служба не смогла так организовать свою работу,

чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее

услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не

принудительным.

Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства

было создание на базе существующих ГБТИН центров /бюро/ по

трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно

было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные

региональные организации, работающие под руководством местных

Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с

предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения

трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях

и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях,

- 9 -

проведением работы по трудоустройству незанятого населения,

комплектованием необходимыми кадрами предприятий,

профориентационной работой и консультацией всех групп населения по

подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения

квалификации работников. При создании системы центров по

трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно

расширились функции и задачи существующей ранее службы

трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на

смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана

общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни,

начиная от союзного, республиканского краевого, областного и

заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система

трудоустройства явилась реальным предшественником современной

государственной службы занятости населения.

Однако на современном этапе для преодоления упрощенного подхода

к решению проблем занятости, осуществления глубокого анализа

тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных

масштабов безработицы и ее социально-политических последствий

необходимы новые структуры управления занятостью, отвечающие

потребностям общества.

Принятые в январе 1991 года Основы законодательства СССР и

республик о занятости населения, а затем в апреле 1991 года

подобный документ Российской Федерации определяют основные понятия

в области занятости, механизмы ее обеспечения и проведения мер по

социальной поддержке граждан.

- 10 -

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

И ЕЕ ФУНКЦИИ

Для реализации государственной политики в области занятости

населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в

Российской Федерации на базе действующих центров по

трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается

государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие

занятости. С одной стороны, признается законной добровольная

незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться

обществом или служить основанием для привлечения человека к

административной или уголовной ответственности. С другой стороны -

незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория

населения должна находиться в поле зрения государства, призванного

обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд.

Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого

населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто

оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено

незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых

принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства

на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый

гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в

Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо,

ищущее работу. И с этого момента у государства наступает

- 11 -

обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему

подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о

подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и

начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных

государственных органов, призванных обеспечить координацию,

решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и

предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам

в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки,

оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются

Реферат опубликован: 14/11/2009