Страница: 17/31
- значительно возрастает эффективность использования государственной собственности при одновременном росте финансовых ресурсов, привлекаемых в поддерживаемые правительством инвестиционные проекты;
- ресурсное обеспечение государственных гарантий без изменения формы собственности приносит предпринимательский доход, обеспечивая бюджетные отчисления в результате использования инвестиций;
- возрастает ответственность предпринимателей за возврат вложенных средств.
Страхование инвестиционного процесса при поддержке государства дает дополнительные гарантии инвесторам. Развитие этих процессов предусматривает достижение экономической в денежно-финансовой стабилизации, вовлечение в страхование инвестиций крупных финансовых структур, определение приоритетов в области страхования инвестиций, разработку методологической базы для их страхования. Положительную роль может сыграть использование мирового опыта.
В условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересованность инвесторов и уровень инвестиций путем предоставления подобных гарантий, которые могут оказаться эффективным методом привлечения иностранного капитала, который обычно с осторожность относится к политическому климату в стране. Привлекательной стороной гарантий является плата, если она взимаемая с инвестора, и которая может стать существенным источником поступлений в бюджет. Однако при внешней легкости эти меры, гарантии по существу представляют собой «внебалансовые» обязательства правительства, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут превратиться в реальные притязания на бюджетные средства. Поэтому важно представлять, что и сколько может гарантировать государство и насколько реальны такие гарантии.
Опыт использования государственных гарантий частных инвестиций показал, что сами по себе они еще не решают проблему создания благоприятного инвестиционного климата. Более того, в широком использовании гарантий содержится много потенциальных ограничителей. Во-первых, государство может гарантировать инвестору защиту его капиталовложений от политического риска (т.е. от изменения налоговой политики, законодательных актов, внешнеторговой политики и т.д.). Такие «суверенные» риски следует отличать от коммерческих рисков, связанных с неожиданным изменением цен, спроса на продукцию и т.д. Эти риски находятся целиком вне сферы влияния государства, и попытки предоставлять защиту инвесторам могут привести к плачевным последствиям: сумма обязательств бюджета перед инвесторами может оказаться столь большой, что не будет никакой возможности реально выплатить оговоренные в гарантийном соглашении суммы, а потому гарантия превратится просто в бумажку. Именно коммерческие риски, как показывает практика, и являются главным ограничителем при принятии решений об инвестициях.
Для аккумулирования и постоянного увеличения средств, выделяемых не только из федерального бюджета, но и вносимых отечественными и иностранными инвесторами. Предусматривается создание фонда государственных гарантий высокоэффективных инвестиционных проектов на основе организации залоговой системы, отвечающей требованиям морового уровня.
Институциональные преобразования в частном секторе экономики.
Другим важным условием выхода экономики России из инвестиционного кризиса выступает формирование рыночной инфраструктуры, адекватной новому типу экономических отношений. Однако в сфере институциональных преобразований, с точки зрения их воздействия на активизацию инвестиционных процессов частнопредпринимательского сектора, деятельность государства отличается непоследовательностью и низкой результативностью.
Так, наиболее значимой инициативой, направленной на создание инвестиционной инфраструктуры, способствующей привлечению финансового капитала в производственный сектор, является создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Именно крупный корпоративный бизнес, как известно, может стать базовым сектором отечественной экономики.[37] В развитых странах решающую роль в экономическом развитии играет крупный бизнес, крупные корпорации или ФПГ (например, Дженерал Моторс в США, Мицубиси в Японии). Которые в значительной мере определяют динамизм накоплений, инвестиций, потребления, структурную перестройку экономики. Выбор приоритетных направлений с технологической модернизацией, оказывают большое влияние на формирование стабильной социальной политики.
Однако, несмотря на обилие нормативных документов, государственную политику в этой области нельзя признать результативной. Формирование ФПГ шло в основном стихийно. Большинство из них официально не зарегистрировано, и состав их нестабилен.
Официально зарегистрированные ФПГ в основном объединяют либо предприятия одного региона («Сибирь", «Восточно-Сибирская группа», «Уральские заводы»), либо одной отрасли («Промприбор», «Объединенная горно-металлургическая компания»). Причем основной целью создания групп было элементарное выживание в кризисных условиях, в первую очередь, решение проблемы сбыта продукции и платежей, а также получение финансовой поддержки государства. Входящие в их состав финансовые структуры слабы и не способны выполнять роль стратегических инвесторов.
Реферат опубликован: 14/08/2008