Страница: 1/9
СОДЕРЖАНИЕ
1. Государственный внутренний долг РФ. |
3 |
2. Внутренние заимствования – как один из основных источников финансирования дефицита бюджета. 2.1 Бюджетный дефицит и государственный долг; 2.2 Инструменты внутренних заимствований; 2.3 Динамика доходности и обслуживания внутреннего долга. |
5 6 8 |
3. Управление государственным внутренним долгом. |
12 |
Заключение |
17 |
Литература |
18 |
1. Государственный внутренний долг РФ.
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Стремительный рост объема государственного долга, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических работ отмечается три основных фактора:
- высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;
- неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению;
- высокая доходность государственных ценных бумаг.
Закон РФ «О государственном внутреннем долге РФ», принятый в 1992г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по вспомогательному критерию. Законом о федеральном бюджете на 1 января 1998г. верхний предел государственного внутреннего долга РФ, установленный в размере 630 трлн.руб. Государственный внутренний долг разбит на 2 категории: долговые обязательства правительства в размере 530 трлн.руб. и целевые долговые обязательства в размере 100 трлн. руб. Предел государственного внешнего долга – 136,8 млрд.$.
Таким образом в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему.
Остановимся на основных противоречиях и проблемах, с которыми сталкиваются сегодня система государственных заимствований. Отметим особенности, связанные с нынешним составом государственного долга.
1. Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного внутреннего долга: в течение 1996г. - в 2 раза (со 190трлн. руб. до 380 трлн.руб.), в течение 1997г. - в 1,8 раза ( до 690 трлн.руб). При сохранении таких темпов роста к 2000г. объемы государственного внутреннего долга будет сопоставим с величиной ВВП.
2. На государственный долг списывалось все текущее бюджетное недофинансирование за последние 6 лет, приобретая суррогатные формы. Эта задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформлялось в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед ЦБ РФ, ПФ и др. объемом обязательств по ГКО – ОФЗ на 1 января 1998г. не превысит 2/3 всего объема внутреннего долга.
3. Центральный банк и Минфин скорректировали свои усилия на узком «облигационном» сегменте финансового рынка. Управление долгом свелось к планированию объемов и периода обращения к очередного выпуска ГКО – ОФЗ.
4. Отсутствуют средне – и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух, трех годичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.
Реферат опубликован: 20/01/2008