Денежная система России

Страница: 4/26

Значит, в 1993, 1994, 1995 гг., когда происхо­дил бурный процесс полукриминального раздела государственной собственности, "права собствен­ности" были защищены гораздо лучше, а вот в 1996 г. что-то такое произошло, в результате чего собственники стали совершенно бесправными, что и привело к тотальному кризису неплатежей. Очень бы хотелось узнать у авторов Отчета, что же такое произошло в 1996 г.? Может, президентские выбо­ры?

Ясно, что такие объяснения не могут быть при­няты. Бессмысленность их очевидна. Это просто попытка переложить ответственность за состояние сферы народного хозяйства, за которую ЦБ несет ответственность по закону, на Парламент, прави­тельство или даже судебную власть, что ниже пря­мо утверждается: " .ни органы законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти не прила­гали достаточных усилий в данном направлении" (там же).

Вторая причина вообще не соответствует ника­ким представлениям современной экономической мысли " .существенное воздействие на общее состояние платежной дисциплины оказало низкое

качество бюджетного планирования — постоянное завышение прогнозных доходов и, как следствие, расходов бюджета" (там же).

Значит, в прежние годы бюджетное планирова­ние было хорошим, а вот в 1996 г. оно вдруг ухуд­шилось. На самом деле это известная аксиома, что увеличение бюджетных расходов как раз спо­собствует насыщению экономики деньгами и след­ствием этого могут быть любые неблагоприятные явления, но только не обострение кризиса непла­тежей, каковые за год по всем отраслям экономи­ки и только по учтенным банковским документам возросли в 2,5 раза и составили астрономическую сумму — 895 трлн руб., что составляет 40% от ВВП. А так как есть еще и неплатежи, ко­торые не могут быть учтены в банковской системе, то реальная сумма неплатежей должна составить уже просто фантастическую сумму, не менее, ви­димо, половины ВВП. Создалась совершенно удивительная ситуация, когда половина всего производимого продукта, половина всех денежных обязательств не может быть исполнена регулярным образом через денеж­ную систему. Если это не крах денежной системы России, то тогда что это? Но Цен­тробанк к этому непричастен, так утверждают ав­торы отчета.

Одновременно с этим произошло резкое паде­ние качественных характеристик экономической деятельности в России. Прибыльность предприя­тий в промышленности, строительстве и на транс­порте в действующих ценах составила всего 44% от уровня 1995 г., в реальных ценах это падение еще больше. Сумма убытков приблизилась к 80 трлн руб., а доля убыточных предприятий составляет в целом по стране 43%, а по сельскому хозяйству даже 75%.

Создалась фантасмагорическая, практически всецело убыточная экономика, которую, с точки зрения рыночников, естественно, надо просто лик­видировать. А населению, соответственно, поми­рать. Потому что не могут же прожить 150 млн. человек, если в обществе нет экономики. Кажется, реформаторы добились реализации концепции Гай­дара, которую он высказал еще на заре реформ: "Всю российскую экономику необходимо ликвиди­ровать как не эффективную, а российские природ­ные ресурсы направить на Запад, где их смогут использовать более эффективно".

И если кто-то полагает что ЦБ не приложил к этому руку. то он глубоко заблуждается. Ведь эф­фективность экономики определяется во мно­гом валютным отношением рубля к остальным мировым валютам. Повышение валютного парите­та рубля еще на 20% сделает убыточной уже всю российскую экономику. И нет оснований отрицать, что именно такую цель не преследует ЦБР своей валютной политикой или она не возникнет у каких-нибудь деятелей ЦБР. Тем более что валютная по­литика есть безраздельная сфера действий Банка России.

Денежная политика

В 1995 г. имело место соглашение между Банком России и Правительством Российской Федерации об отказе от использования прямых креди­тов Центрального банка Российской Федерации для покрытия дефицита федерального бюджета и обеспечения его финансирования за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынке.

Реферат опубликован: 12/05/2006