Страница: 2/15
Источник: Экономист 1999 г. №2 с.75
Что касается России, то малый бизнес здесь находится только на стадии развития. В 90-х годах наблюдался постепенный рост численности малых предприятий.
Таблица №2
Динамика численности малых предприятий в РФ за 1993-98 гг.
(тыс. ед.)
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
560 |
865 |
896,9 |
877,3 |
900 |
840 |
Источник: Россия в цифрах: Крат.стат.сб./Госкомстат России. М.: Финансы и статистика 1996 г. с 254
Дедул А. «Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы»// Федеральная газета № 1-2 февраль 1998 г.
При этом следует отметить, что в настоящее время в России малый бизнес представляет собой свыше 840 тыс. предприятий, а также 3,5 млн. человек занимающихся предпринимательством без образования юридического лица, на долю которых приходится по разным оценкам от 7 до 12 % ВВП[1]. Количество занятых здесь на постоянной основе составляет 6 млн. чел. и приблизительно столько же – на договорной основе. Отраслевая структура малых предприятий сложилась таким образом, что большая часть из них приходится на сферы торговли, общественного питания, строительство и промышленность. При рассмотрении малых предприятий в территориальном разрезе необходимо отметить, что свыше 1/3 общего числа малых предприятий приходится на Центральный район, внутри которого лидерами по численности субъектов малого предпринимательства являются Москва (22% всей численности малых предприятий в Центральном районе) и Санкт-Петербург (11%).
Немаловажным является тот факт, что за счет налоговых и иных поступлений от хозяйственной деятельности малых предприятий в значительной мере формируются бюджеты в субъектах РФ. В том числе в Москве - около 50% городского бюджета.
Что же представляют собой эти малые предприятия? Ответить на данный вопрос несложно, если обратиться к критериям отнесения предприятий к малым. К таким критериям в настоящее время относят численность предприятия, его объем выручки, а также состав учредителей. Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации », принятому Гос. Думой 12 мая 1995 г., подписанному 14 июня 1995 года и вступившему в силу 20 июня, субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, в которых средняя численность работников не превышает:
в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других
видов деятельности - 50 человек.
Причем в уставном капитале таких организаций доля участия государственных и муниципальных органов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, также как и доля одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства.
К субъектам малого предпринимательства закон относит и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Таким образом, только четкое соблюдение указанных критериев позволяет хозяйствующему субъекту считаться малым предприятием и получать финансовую поддержку и всевозможные льготы со стороны государства.
Что касается проблем, с которыми сталкиваются в настоящее время малые предприятия, то здесь необходимо выделить, прежде всего, несовершенство налогового законодательства, что является одной из основных причин, по которой в последние годы рост числа малых предприятий приостановился. Тяжелый налоговый пресс, значительно превышающий такие страны, как США и Англию, привел к тому, что большая часть отечественного малого бизнеса находится в теневой сфере экономики. Сегодня очевидно, что без реформирования системы налогообложения малых предприятий не обойтись.
Создание упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (УСН) для предприятий малого бизнеса не привело к каким-либо значительным улучшениям в сфере малого предпринимательства.
Реферат опубликован: 10/07/2006