Страница: 11/25
За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:
высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России;
сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;
неуступчивость российских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;
резкое расхождение между словами и делами российских руководителей и чиновников (почти все компании жалуются на то, что на встречах с российскими руководителями высокого уровня – членами правительства, министрами, руководителями субъектов Российской Федерации – их заверяют в том, что им предоставят помощь в решении возникших проблем, но когда дело доходит до непосредственных исполнителей, движение полностью останавливается);
неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.
Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. В западной прессе это явление уже получило название ''синдром IBM''. Компания IBM была вынуждена свернуть сборку компьютеров в России в связи с тем, что ставки импортных пошлин на комплектующие были выше, чем на ввозимые персональные компьютеры.
Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.
Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т.д.
На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечёткость и особенно нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.
Одним из проявлений кризисного состояния российской экономики является инвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию снижения объёма капиталовложений, а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты не только конкурентоспособности, но и самой возможности существования многих предприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от решения проблемы инвестиций.
Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного климата уделяется общему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы (стоимость рабочей силы и её соотношение со средним уровнем квалификации работников и производительности труда).
Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играют показатели отношения к иностранным инвестициям в обществе, степень его расслоения, наличие или отсутствие согласия по основным вопросам экономического и социального развития страны, уровень безработицы, возможность забастовок.
2.3.1 Потенциал российского рынка
Данный показатель измеряется численностью населения, ВНП и величиной ВНП на душу населения [1].
Единый рынок бывшего СССР имел по своим масштабам и потенциалу (количеству потребителей) преимущество перед рынками стран Восточной Европы. В то же время покупательная способность населения (измеряется доходами населения-ВНП и ВНП на душу населения) здесь была ниже, чем, например, в Чехословакии, Венгрии и Польше. Количество потенциальных потребителей является более весомым фактором в оценке потенциала рынка крупными западными компаниями, производство в которых строится на принципе массовых стандартов потребления. Для таких фирм единый рынок бывшего СССР был более привлекателен, чем рынки восточноевропейских стран. Для мелких и средних компаний, производство в которых ведется в расчете на индивидуализированное потребление, решающим фактором в оценке потенциала зарубежного рынка оказывается покупательная способность населения, и для них единый рынок бывшего СССР проигрывал в сравнении с рынками Чехословакии, Венгрии и Польши.
Реферат опубликован: 18/10/2009