Страница: 14/25
2.4 Пути и способы привлечения иностранных инвестиций
Из вышеизложенного следует, что часть проблем лежит на государственном уровне, часть – на корпоративном. На основе тщательного анализа реальной значимости и возможностей устранения отмеченных препятствий на пути привлечения иностранных инвестиций, формирования инновационной активности предприятий и корпораций в России целесообразно в ближайшее время сконцентрировать усилия на решении следующих проблем:
обеспечить завершенность институционной системы привлечения иностранных инвестиций путём выработки практической государственной программы по этому направлению и её всестороннего законодательного обеспечения;
устранить недостатки закона о разделе продукции и неопределенности его применения на практике вследствие отсутствия других необходимых нормативных документов;
добиваться завершенности земельной реформы и установления твёрдых прав для физических и юридических лиц продавать и покупать землю, а также использовать её в качестве залога;
существенно упростить и либерализовать налоговое законодательство, включая пересмотр чрезмерно высоких ставок налогов, сборов и других обязательных отчислений, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности;
обеспечить устойчивость таможенного режима и существенно упростить его с тем, чтобы таможенные правила не препятствовали притоку в Россию передовой техники и технологии, не изменялись в течение коротких периодов времени;
добиться согласованности интересов и устранить причины их столкновений во взаимодействии федеральных, региональных и местных властей с тем, чтобы устранить атмосферу неопределенности и правовой незащищенности бизнеса, в том числе в части защиты прав интеллектуальной собственности в его взаимоотношении с органами власти;
установить надёжный порядок в платёжно-расчётной системе, обеспечивающий бесперебойное проведение расчётов на территории всей страны;
обеспечить общую надёжность банковской системы и устранить причины подверженности кредитно-финансовой сферы злоупотреблениям, подрывающие основы нормальной и устойчивой хозяйственной деятельности в России;
создать действенную систему поддержки и гарантий со стороны государства в отношении предпринимателей, в особенности в сфере малого бизнеса.
Есть все основания утверждать, что работа по улучшению российского законодательства в указанных областях, хотя и медленно, по сравнению с другими странами, но продвигается в позитивном направлении, что способствует улучшению инвестиционного климата в России. Можно полагать, что уже действующее законодательство и состоявшееся продвижение России по пути создания рыночной экономики создали ту необходимую основу для активного внешнеторгового сотрудничества и притока иностранных инвестиций, расширяя и упрочивая которую, можно добиться в области инновационной деятельности значительных результатов.
Исходя из баланса соотношения риск – возможности и его прогноза, корпорация (инвестор) выстраивает стратегию выхода на рынок или присутствия на нём. С формализованной точки зрения схемы и стадии (от простого к более сложному) можно выделить: фазу предварительного интереса (исходя из глобальной стратегии компания несёт расходы на общую информацию о новом рынке), исследовательскую фазу (компания проявила интерес и проводит исследование рынка), фазу разведки или простой торговли (импорт через контрпартнёра, открытие представительства, вендорные отношения, вложения в коммуникационный маркетинг (реклама), в инфраструктуру (склад, сервис). На более высокой стадии предполагается участие инвесторов в акционерном капитале (влияние на управление), долгосрочные портфельные инвестиции, создание совместных предприятий с российским партнёром (альянс, кооперация), организация местного производства (кооперация, отвёрточная сборка, упаковка). Наконец, высшая качественная инвестиционная стадия: сделки слияния и поглощения, организация производства “с нуля” (капитальное строительство, фирмы со 100-процентным иностранным капиталом и т.п.), производство и реэкспортные поставки конкурентоспособной продукции, произведённой в данной стране, в другие страны.
Однако, на фоне неблагоприятных условий инвестиционного процесса выясняется, что инвестиционный процесс в России за десятилетие реформ успел-таки пройти через цепочку начальных стадий. Это значит, что основные инвесторы, выбравшие долгосрочные стратегии, успели наладить в России местное производство и от кризиса 1998-1999 годов даже выиграли.
Реферат опубликован: 18/10/2009