Страница: 16/17
В «Годах странствий .» романтические черты не столько внешние, сколько внутренние. Вильгельм и его товарищи ищут разрешения противоречий хотя и внешних, но корень имеющих внутри, в самой природе людей. В романе отражаются итоги поиска, то, к чему пришел каждый из них в конце концов.
Вообще, по зрелом размышлении, роман начинает представляться в виде некой схемы, некого идеала, представления о том, как должен жить человек, как должны жить люди и как вообще все должно бы быть. Некая утопия. Отзвуки мыслей Жан-Жака Руссо, Фурье, Прудона и первые сигналы будущих социалистических и коммунистических теорий. Описанное в романе не есть реальность. Это внутренний мир самого Гете.
Гете отдал дань романтизму. Да для чего же, собственно, и творить человеку, как не для выражения своих чувств, своего внутреннего мира, своего «я» и пытаться таким образом хоть чуть-чуть исправить мир внешний с помощью искусства. Однако Гете никогда не придавал искусству того исключительного значения, какое приписали ему романтики. Об этом Гете сказал еще устами Геца фон Берлихингена: «Писание – трудолюбивая праздность». И еще о гениальности, которая в понимании Гете есть высшая степень всякой продуктивной деятельности: «Да, да, дорогой мой, не только тот гениален, кто пишет стихи и драмы. Существует и продуктивность деятельности, и во многих случаях она стоит превыше всего». То есть, гениален тот, кто работает, неважно, в какой сфере, и своим трудом приносит реальную пользу –
А лучшей доли смертным нет!
Осталось только напомнить, что лирическим и романтическим героем в рассматриваемых произведениях Гете является не конкретный человек, а мир, природа, жизнь во всех проявлениях и перипетиях. В свете этого проблема романтизма несколько видоизменяется: описываются и прослеживаются не личные переживания одного человека, а целая жизнь группы людей или хотя бы продолжительный ее кусок. Проблема, ранее бывшая сугубо личной приобретает общественный характер. И если раньше в свете данной проблемы мир рассматривался сквозь призму субъективных чувств и впечатлений, то Гете попытался быть объективным.
Близость Гете к романтикам в его ориентализме, в устремлении на Восток; однако здесь же и расхождение - никто из романтиков, за исключением Байрона, не воспринимал Восток и Запад как единое целое. Так же, как и романтики, Гете провозглашал общечеловеческую ценность искусства, однако, как упомянуто выше, он никогда не ставил искусство выше практической деятельности.Особенно ясно это отражается в романе "Годы странствий…".
Никто из романтиков не соединял в одно реальную и воображаемую действительность, идеальную сущность в жизни.
Гете везде сохраняет дистанцию между героем и автором, тогда как романтики, как правило, этого не делали. Гете судит своих героев - и Вильгельма, и Фауста, - в противоположность романтикам.
Гете близок романтикам в "Фаусте", его герой считает себя сверхчеловеком, мечтает изменить мир; но после столкновения с реальностью Фауст не становится пессимистом, поняв, что в общем ничего изменить нельзя, герой перерождается, он стремится изменить хотя бы что-то в частном. Фауст гибнет, но лишь физически, и в этом расхождение. В "Годах странствий…" героем становится сама жизнь, что внове для романтиков, и личные переживания отходят на второй план.
Природа у романтиков обычно отображает внутреннее состоние героя, поэтому им по душе бури, ураганы, катаклизмы. У Гете природа служит лишь фоном, декорацией для действий, мыслей. Обычно картины природы у позднего Гете спокойны и даже величавы.
7. Список использованной литературы.
1. Goethe Johann Wolfgang. Faust. Urfaust. Faust I und II. Paralipomena; Goethe uber Faust - Berlin, Weimar; Aufbau- Verlag, 1977.
2. Goethe J.W. Faust. T.2. - Leipzig: Verlag Philipp Reclam jun,1986.
3. Goethe Johann Wolfgang. Gedichte – Berlin, Weimar: Aufbau-Verlag,1986
4. Johann Wolfgang Goethe. West-ostlicher Divan. Unter Mitwirkung von Hans Heinrich Schaeder, herausgeben und erlautert von Ernst Beuter.
Реферат опубликован: 13/05/2008