Страница: 5/8
Постановление Черисполкома, состоявшееся по итогам поездки комиссии, дало на раздумье семь дней. По истечении этого срока, в случае невыполнения постановления, сельсовет будет распущен, его назначен ревком в составе трех человек.
Какова же причина длительного и упорного противодействия аульчан созданию национального образования в любой его форме: будь то Адыгейская автономная область, Шапсугская республика или Шапсугский район?
К причинам экономического характера она отнесла прежде все то нерешенность земельного вопроса, т. е. малоземелье шапсугов. Этими мотивами комиссия объясняла возникновение "автономистских", так и "антиавтономистских" настроений. В последнем случае стремление к отделению от русских действительно считалось причиной нежелания властей решать проблемы шапсугов.
Комиссия отметила, что за два месяца существования района ничего не было сделано для улучшения жизни шапсугов: землеустройство даже на бесспорных участках до сих пор не начато, обещанных денег на эти цели ревком не получил, сам ревком фактически отстранен от решения этого вопроса, неизвестен был ему ни план землеустройства, ни ответственный за эту работу в Черокриспол-коме.
В вопросе дорожного строительства не было начато Даже обследование, не коснулась района и потребкооперация. Школы намечалось открыть лишь к первому ноября, учителя были подобраны только из русских (кроме Агуя, где второй год учитель был шапсугом). Шапсуги по-прежнему были лишены прав на пользование лесом, пастбищами.
Политическим мотивом отказа подчиняться ревкому комиссия посчитала воздействие на аульчан компрометации Юсуфа Нагуча и его соратников как турецких шпионов в том ^плане, что эти слухи могут негативно повлиять на отношение русского населения к Шапсугскому району, а следовательно ни к чему хорошему для шапсугов это не приведет.
В заключении комиссия предложила два варианта отношения к ходатайству аулов Хаджико и Тхагапш. Если существование Шапсугского района представлялось целесообразным, то необходимо добиваться признания ими ревкома и выполнения всех постановлений окружного и краевого исполкомов. Если же исходить из того, что существование Шапсугского района, как совершенно не имевшего экономических предпосылок для этого, нецелесообразно, то это ходатайство, безусловно, заслужило внимания - говорилось в отчете комиссии.
Однако комиссия увидела и другие, главные, с ее точки зрения, мотивы, в том числе взаимоотношения лидеров аулов и председателя ревкома. (Сами же выступавшие отвергли наличие у них каких-либо претензий к ревкому, включая председателя).
Мы также считаем, что скрытые мотивы существовали, но суть их видим в другом.
После Кавказской войны не прошло и 60 лет. Еще были живы люди, испытавшие на себе ее ужасы, в том числе депортацию, "прелести" жизни под властью царской администрации или многолетнюю, полную лишений жизнь в труднодоступных горных убежищах.
Тяжелая, безрадостная жизнь под властью своего недавнего врага привела к тому, что адыги замкнулись в себе, старались меньше общаться с русскими; развивалась отчужденность и боязнь всего русского. Очи старались не вмешиваться в политическую жизнь, в революционные события, так как считали, что при любом исходе будут виноваты они.
В период установления советской власти и гражданской войны на Кубани, слабо ориентировавшиеся в политике, если не сказать наивные, адыги оказались втянутыми в борьбу между красными и белыми. Это, как известно, кончилось для них бедой. В марте 1918 г. началась расправа красных с адыгами, заполыхали аулы.
Люди, искренне желавшие добра народу, в то время говорили: "Мы должны мирно жить и трудиться в своих аулах, соблюдая строгий правопорядок и не затрагивая ничьих интересов. Только это даст нам спокойствие и безопасность. Живите мирно и никого не трогайте. Будьте осмотрительны".
Практически этот призыв можно рассматривать как инструкцию по выживанию. Безусловно, подобная ситуация порождена Кавказской войной, бедственным, бесправным положением на родине, навязыванием чуждых правовых норм и моральных представлений.
Большинству жителей аулов Хаджико и Тхагапш (в отличие, скажем, от кичмайцев) пришлось немало лет после выселения прожить на Кубани в атмосфере бесправия и унижения, принудительной русификации. Аул Тхагапш пережил в конце 1870-х г. вторую депортацию за связь с махаджирами. Позже тем и другим было разрешено вернуться на родину.
Реферат опубликован: 29/06/2009