Страница: 6/8
Новую власть шапсуги, как и все адыги, встретили с надеждой. Во-первых потому, что она свергла царя, с которым они связывали свои беды, т. е. как бы отомстила за них. Во-вторых, советская власть обещала всем равные права и возможности. Советской власти верили, ее поддерживали. Адыги ждали от нее мира, равных прав с остальными, земли, возможности трудиться и жить на своей родине. Более того. власть была, якобы, не против предоставления им самостоятельности. Но оказалось, что практически она отнеслась к этому формально, чисто декларативно, а в шапсугском случае выступила резко против их варианта.
Буквально с появлением сведений о возникновении движения за национальное самоопределение в форме автономии, была развернута активная работа по его дискридитации, по компрометации лидеров. Стало ясно, что органы местной власти не поддерживают идею как вхождения шапсугов в Адыгейскую автономную область, так и создания Шапсугской республики. В этих условиях, жители аулов Хад-жико и Тхагапш, их лидеры, члены Красно-Александровского сельсовета, как нам представляется, дабы не идти наперекор властям, из-за опасения спровоцировать конфликт между шапсугами и властью, с русским населением, выступили вообще против образования какой-либо национальной автономии. Неадекватность действий властей ярко выразилась в аресте Юсуфа Нагуча, в виновность которого никто не верил.
Эти же мотивы явились причиной их длительного упорного сопротивления вхождению в Шапсугский район.
Задумывались или нет аульские лидеры над экономической перспективой Шапсугского района образца 1924 г., интуитивно ли чувствовали ее отсутствие, мы не знаем, но то, что они не верили в искренность властей, ожидали подвоха, это представляется бесспорным. Причину этого нужно искать в событиях XIX в. По крайней мере интуиция "застрельщиков" их не подвела. Об этом говорит последующая история Шапсугского района.
Вскоре после собрания аульские лидеры были арестованы. Среди "застрельщиков" власти называли Чилезаха Тох, Баулета Литхуш, Ибрагима Хейшхо (председатель сельсовета), Брама Сизо, Хаджи Гербо.
Под угрозой дальнейших репрессий 16 ноября 1924 г. (на 1-м съезде советов Шапсугского района) аулы через своих представителей были вынуждены признать власть Шапсугского ревкома. Съезд просил ревком ходатайствовать о закрытии следствия по делу арестованных и освобождении их из-под стражи. Съезд просил также окрисполком о проведении землеустройства шапсугов, финансирования школ, аппарата райревкома.
Делегаты Шапсугской районной комсомольской конференции (1925 г.)
В 1925 г. в Шапсугском районе насчитывалось 5 сельских советов: Карповский (Куйбышевский в 1926 г. из него был выделен Псыбийский сельсовет), Псеушховский, Кичмайский, Красно-Александровский, Кармир-Астаховский (с центром в п. Головинка). Численность населения района составляла 3730 чел., из них шапсугов-3396, русских-334, количество населенных пунктов - 14.
В 1930 г. (не позднее июня) центр Шапсугского района был перенесен (без учета мнения шапсугов) из Туапсе во 2-й Красно-Александровский (Калеж) аул, а в октябре 1930 г.-в пос. Совет-Квадже (бывшая дача Голубева).
На жизнеспособности района изначально негативно сказалось через полосное размежевание с Туапсинским районом, отрезанность от всех видов коммуникаций.
Работавшая в районе в августе 1925 г. комиссия Черокрисполкома и Туапсинского района по обследованию деятельности и личного состава Шапсугского ревкома и входящих в его состав аулсоветов, предваряя свой отчет отмечала: "Шапсугский округ является не отдельной территорией, населенной шапсугским народом и ограниченный общими границами, а состоит из нескольких территориальных участков, разделенных вклинившимися между ними территориями Туапсинских сельских советов". Далее в отчете отмечалось отсутствие у ревкома "каких бы то ни было средств на текущие потребности аулсоветов", поэтому последние "принуждены прибегать к самообложению". Фактически вся власть, законодательная и судебная, была в руках "общегражданских" собраний.
Реферат опубликован: 29/06/2009