Страница: 10/11
Аблай – человек своего времени
Я рассмотрел (по крайней мере попытался) жизнь этого человека, но то были лишь факты. А что же стоит за ними? Я попытаюсь раскрыть для себя человеческую сущность Аблая. Как было сказано выше он жил в очень трудных условиях, ему с самого детства пришлось узнать почём фунт лиха. С малолетства он не знал материнской ласки, неделями питался отбросами и жил где придётся. Можно себе представить, что испытывал юный чингизид, у которого вместе с молоком матери, из поколения в поколение впитывалась любовь к роскоши и безграничное тщеславие. Но будущий хан жил по принципу – «что меня не убивает, делает меня сильнее», по-моему именно такая жизнь помогла ему воспитать железную волю, умение выживать в экстремальных условиях и знание людей. Все чингизиды отличались необычайной жестокостью ко всем кроме себя, в Аблае все эти качества десятикратно усилили её, недаром народ боялся только одного его имени. Ведь при нем не было значительных мятежей, а если таковые случались, то он подавлял их с жестокостью, сделавшей бы честь самому Чингисхану. Существует великое множество случаев, когда он зверским способом убивал людей за малейшую провинность. Причём когда его власть упрочилась, его уже совсем не интересовало знатный ли человек или рядовой кочевник. Но тем не менее нельзя не признать его положительные качества. Аблай был всесторонне развитым человеком, он поддерживал народных акынов, жырау, домбристов, некоторые даже утверждают что он сам сочинил несколько кюев, которые, к сожалению, до нас не дошли. Этим и объясняется то что большинство акынов и жырау его восхваляли, среди них были такие знаменитые люди в степи, как Бухар-жырау Калкаманов, Татикара, Умбетей-жырау и другие. Так же следует отметить что он был храбр до безумия, уже в тринадцать лет он выступал в походы против джунгар. Интересно и то, что в 1729 году на памятной Анракайской битве он заслужил звание батыра, именно заслужил, так как если ты чингизид, то есть султан, ещё не означало что ты батыр как не странно в то время когда сильный мог делать всё что захочет, это табу было священно. В истории Казахского ханства было всего несколько ханов которые удостоились этой чести, и среди них был Аблай. «В социальной структуре традиционного казахского общества не каждый представитель "Чингисового рода - хан, торе или султан" мог именоваться или быть "бахадуром". Батыром назывались только те из них, кто реально мог управлять боевой дружиной, владеть полководческими навыками и выделялся среди кочевников личным мужеством, силой и храбростью в бою. Например, Абулхаир-хан уже в годы Тауке-хана именовался батыром (1710 г.). Таким же образом за личное мужество народ называл батыром хана Среднего жуза Абылая и султана Барака»7.
И можно с уверенностью сказать что самой надёжной опорой его власти были батыры. «В свою очередь, дальновидные и прозорливые ханы привлекали на свою сторону авторитетных батыров из кочевой среды. Абулхаир-хан собрал возле себя действительно яркую плеяду из таких батыров, как Бокенбай, Есет, Кабанбай, Аблай, Богенбай, Райымбек и др. Известный исследователь Ч.Ч. Валиханов писал: "Закон Аблай-хана - это закон рыцарей. Потому батыры и группируются вокруг личности Аблая»7. И не было бы батыров, кто знает, смог бы Аблай найти дорогу к ханскому престолу. Далее хочу проследить связи Аблая с другими правителями и знаменитыми людьми своего времени. Например Бухар-жырау, сподвижник и ближайший советник отзывался о нём как о человеке скором на расправу, но очень быстро бравшим себя в руки, тем не менее он никогда не забывал никаких обид, даже самых мелких. Возможно без своего советника Аблай уже в первые годы своего правления был бы убит или свергнут, потому что только колоссальный авторитет Бухар-жирау иногда сдерживали готовые вырваться наружу враждебные Аблаю силы степной аристократии. Именно поэтому ему было позволено говорить то, что другим запрещалось, слышать то, что другим запрещалось, и наконец видеть то, что другим запрещалось. Далее можно так же проследить связь и с таким тоже неординарным ханом как Абулхаир, их даже очень часто путают, приписывая одному деяния другого. Наиболее полно на мой взгляд эту проблему рассмотрела Ирина Ерофеева кандидат исторических наук, и председатель фонда Абулхаира, которая говорит «Что касается ханов Абулхаира и Аблая, о которых позволялось говорить, то советская историография в зависимости от идеологической конъюнктуры то подавала их как союзников царизма в подавлении своего народа, то, наоборот, поднимала на щит, когда нужно было показать нерушимость дружбы народов СССР, а вместе с ней и добровольное присоединение Казахстана к России. Были моменты, когда "в опале" был Абулхаир и тогда восхвалялся Аблай, или же, напротив, Абулхаиру пели дифирамбы, а Аблай уходил в тень. Словом, две эти исторические личности выступали как разменная монета в конъюнктурных идеологических интересах и спорах. В дореволюционной исторической литературе наблюдалась та же самая картина: одними историками Абулхаир объявлялся героем, другие лепили на него ярлык хана-изменника, хитрого корыстолюбца, лжеца и авантюриста, который якобы заманил Россию в казахские степи и затем интригами отдалил присоединение степного края к империи»8. То есть они были очень похожи между собой, оба прошли почти одно и то же. Было ещё очень много интересного в его жизни, но я думаю и этого достаточно чтобы составить о нём определённое представление».
Реферат опубликован: 25/07/2006