Страница: 16/23
Публичные законопроекты, в зависимости от того, по чьей инициативе они внесены, подразделяются на правительственные, то есть внесенные депутатами - членами правительства, и законопроекты частных членов, то есть внесенные рядовыми членами парламента, не являющимися членами правительства. Это деление публичных законопроектов оказывает решающее влияние на судьбу законопроекта.
Всякий публичный законопроект должен пройти в палате общин пять стадий: первою чтение, второе чтение, стадия комитета, стадия доклада, третье чтение. В дополнение к этому, если текст законопроекта был изменен в палате лордов, в палате общин должны быть рассмотрены поправки палаты лордов.
Внесение законопроекта и первое чтение. Внесению законопроекта в парламент предшествует длительная пред-парламентская стадия его разработки. Все наиболее важные законопроекты разрабатываются в министерствах. Основное участие в этой работе принимают профессиональные гражданские служащие министерств. При этом проводятся широкие консультации как между различными министерствами (особенно с министерством финансов), так и министерств с различными группами давления, предпринимательскими ассоциациями, тред-юнионами. Все эти консультации носят конфиденциальный характер. Проект закона не обнародуется. Если же правительство хочет провести более широкое обсуждение, оно может опубликовать консультативный документ - "зеленую книгу" или "белую книгу", в которых излагается общий смысл предложений правительства. Министерство-спонсор представляет билль комитету кабинета, который занимается долгосрочным планированием законодательной программы. В кабинете имеется также специальный комитет по законодательству, на обязанности которого лежит осуществление контроля за тем, чтобы все представляемые парламенту законопроекты прошли через парламент до конца сессии. Законопроект может быть внесен в любую палату. Однако наиболее важные билли вносятся в палату общин.
Члены парламента не видят текста законопроекта вплоть до момента его представления.
Законодательная инициатива в Великобритании принадлежит только членам парламента. Согласно действующей процедуре, законопроект вносится в общем порядке, независимо от того, является ли вносящий членом правительства. Министр, когда вносит законопроект, формально дел***********************************************************************************************************************************************************************************
*******************************************************************************************************************************************************************************************************************
************************************************************************************************************************законопроекта в дальнейшем. Процедура первого чтения состоит в следующем. Член палаты, желающий внести законопроект, делает уведомление спикеру о своем намерении. Когда спикер называет его фамилию, он вручает клерку палаты так называемый "фиктивный билль", то есть лист бумаги, в котором указывается короткое и длинное название билля, фамилия депутата, внесшего законопроект, и тех депутатов, которые выступают в качестве поручителей по законопроекту (не менее 12 членов палаты). Клерк зачитывает краткое название законопроекта, называет день для второго чтения и отдает распоряжение о напечатании законопроекта. Как правило, на этой стадии не происходит обсуждения билля. Правительство прилагает к биллю короткую объяснительную записку.
Почти все время палаты (90%) занято рассмотрением законопроектов, вносимых правительством. Для обсуждения законопроектов рядовых членов выделяется строго определенное время (12 пятниц в сессию). Постоянные правила предусматривают несколько процедур для внесения законопроекта частного члена в палату общин.
Второе чтение - чрезвычайно существенная стадия. По существу, это первое публичное обсуждение законопроекта. Только на этой стадии начинается обсуждение внесенного законопроекта. Во время второго чтения обсуждаются
основные, принципиальные положения законопроекта. В этой стадии палата не может рассматривать отдельные статьи законопроекта или какие-либо поправки к нему. Она решает вопрос о том, насколько целесообразно в принципе изменение законодательства, предлагаемое внесенным законопроектом. Второе чтение может быть окончено либо одобрением законопроекта и направлением в комитет для внесения поправок, либо отклонением законопроекта в целом. Парламентские прения на этой стадии не оказывают влияния на содержание статей законопроекта.
В начале второго чтения спикер ставит вопрос о том, приступить ли к нему. В этот момент любой член палаты общин может возразить против предложения спикера, либо внести поправку о том, чтобы законопроект был "прочтен" во второй раз по прошествии трех-шести месяцев, либо предложить поправку с указанием оснований, по которым законопроекту вообще должно быть отказано во втором чтении. Эти предложения ставятся на голосование. Если билль потерпит поражение при голосовании, то дальше он не рассматривается.
Реферат опубликован: 6/12/2009