Страница: 5/7
Кружки гуманистов. Гуттен.
В Германии гуманистическая наука скоро приобрела множество поклонников. Масса типографий — их насчитывали до тысячи к 1500 г., в одном Нюрнберге было 25 — содействовали распространению нового научного интереса. Его поддерживали также богатые патриции южнонемецких городов, состоявших в тесных сношениях с Италией. Но в многочисленных германских университетах преподавание велось по-старому и находилось большей частью в руках монахов. Сторонники нового просвещении, младшие преподаватели или посторонние университетам люди восставали против узости старой школы, нападали на ее тяжеловесную и неясную науку, схоластику, и выдвигали против нее идеал свободной поэзии, вдохновляющейся образцами греческих и римских писателей. Они составляли литературные кружки, где вошло в обычай переделывать свои имена на греческий и латинский лад; считая корнем науки три языка (со включением древнееврейского, как языка Ветхого Завета), они называли себя трехъязычными.
В войне, которую вели "поэты" и гуманисты против монашеской учености, один эпизод занял внимание всего германского общества. Доминиканцы-инквизиторы в Кёльне старались выхлопотать у императора Максимилиана указ о сожжении еврейских ученых книг. Но император, сам гуманист, обратился за сонетом к лучшему знатоку еврейской литературы Рейхлину, и ученый выступил в защиту этих книг, указывая на важное значение их для христианской философии и для просвещения вообще. Доминиканцы хотели притянуть к суду инквизиции самого Рейх-липа, но это им не удалось. Напротив, гуманисты воспользовались случаем, чтобы напасть на их узость и нетерпимость. Особенный успех имела анонимная сатира под названием “Письма темных людей”; содержание ее — переписка представителей старой школы между собой, причем они пишут невозможно варварской латынью, рассказывают друг другу о своих мелких проделках, интригах и сомнительных похождениях, задают своему главному авторитету, будто бы ученые, нелепо ухищренные вопросы и т.п. От насмешливого обозначения их в сатире obscuri viri (неизвестные люди) пошло в ход прозвище обскурантов, прилагаемое к противникам просвещения.
Одним из сотрудников в составлении “Писем темных людей” был молодой поэт Ульрих фон Гуттен (1488—1523), из бедного рыцарского рода, беспокойная натура, в молодости бежавший из монастыря, то буйный студент, то солдат, то придворный архиепископа, то дипломат на императорской службе, новый Одиссей, как его звали друзья, много бедствовавший и рано умерший в тяжелых условиях. Гуттен был проникнут горячей любовью к своему отечеству, раздробленному, уничтоженному и разоренному поборами на Рим, и в нем пробудилось настроение рыцаря, который видит выход лишь в беспощадной борьбе. Гуттен издал существовавшее только в рукописи сочинение итальянца Лоренцо Валла о Константиновом даре, где опровергалась выгодная для пап басня о том, что первый христианский император передал папе светское владение. Гуттен имел смелость иронически посвятить книгу Льву Х, прибавляя, что ведь он не похож на своих предшественников, разбойников и воров.
Начало Реформации в Германии. Лютер
Поводом к расколу послужил вопрос второстепенный, а открыл борьбу человек, хотя сильный талантом и энергией, но далеко не передовой по своим идеям.
Мартин Лютер (1483—1546), сын саксонского крестьянина, натура необузданная, способная болезненно преувеличивать свои чувства, рано ушел в монастырь; его мучила мысль о гневе Божием; он не мог иногда “выносить вида распятого Христа и готов был лучше искать черта”. Как “громом поражали его совесть” слова: суд Божий. Он видел въявь дьявола и вступал с ним в борьбу. Человек, казалось ему, подавлен грехом и должен неминуемо погибнуть. Единственное спасение в заступничестве Христа, которое Он дает человеку без малейшей его заслуги. Эта мысль об “оправдании верой”, подкрепленная чтением немецких мистиков XVI в., успокоила встревоженную душу Лютера. “Я чувствовал себя как бы возрожденным, мне казалось, что я вхожу в открытые врата рая”. Курфюрст саксонский Фридрих Мудрый пригласил Лютера профессором вновь основанного университета в Виттенберге. Когда в Германии начали продавать индульгенции для построения храма св. Петра в Риме, Лютер, движимый своей ревностью к вере и считая папу невиновным в великом злоупотреблении, вызвал на спор доминиканца, распространявшего грамоты, и выставил по обычаю у дверей соборной церкви Виттенберга 95 положений (1517). В них говорилось между прочим:
Реферат опубликован: 29/05/2006